Товарооборот (продолжение)
Вернуться к первой части (товарооборот)
Для того, чтобы оценить товарооборот любого торгового предприятия вводятся следующие показатели: ассортиментный состав всей продукции в целом, отдельных групп товаров в процентном и денежном эквиваленте, общий объем товарооборота за отчетный период (один день, месяц, квартал, год) в денежном выражении, объем товарооборота в расчете на одного сотрудника предприятия, скорость оборота отдельных видов продукции, время обращения (чаще всего в днях).
Все эти показатели позволяют провести анализ товарооборота и установить качественные и количественные характеристики работы предприятия торговли. Благодаря грамотному анализу товарооборота, можно выявить закономерности в темпах реализации продукции, зависимость спроса на продукцию от различных факторов (например, сезонность).
По результатам анализа можно определить, в какой степени был выполнен план продаж, что очень важно для дальнейшего планирования торговой деятельности.
Что является источником информации для проведения анализа товарооборота? В первую очередь, это статистическая, бухгалтерская и оперативная документация.
Введем формулу для динамики роста товарооборота (в текущих ценах):
Динамика роста товарооборота (ДТО) |
= |
Фактический товарооборот отчетного года в текущих ценах |
* |
100 |
/ |
Фактический товарооборот прошлого года |
Здесь необходимо отметить один нюанс.
В случае, если в течение периода продаж изменились цены, то фактические числовые значения, характеризующие общий товарооборот, необходимо выражать в тех ценах, которые были зафиксированы в плане. Вводим понятие «индекс цен» - характеристика, показывающая дельту между планируемой стоимостью какого-либо товара и фактической стоимостью по окончании анализируемого периода. Всем известно, что в России очень часто темпы роста инфляции превышают планируемые значения. В связи с этим, расчет индекса цен приобретает большое значение.
Iцен = Цотч / Цбаз,
Цотч - цена в анализируемом периоде,
Цбаз – базовая начальная цена, принимаемая за 100%.
Для расчета фактического товарооборота (ТО) анализируемого года рассчитывают по формуле:
ТОфактич. в сопоставимых ценах |
= |
фактический товарооборот в текущих ценах |
/ |
индекс цен |
* |
100% |
Для полного понимания расчетного механизма рассмотрим пример.
Дано:
Цотч = 20% т.е. рост цен в текущем году составил 20%
Фактический товарооборот отчетного года – 22 000 тысяч рублей
Фактический товарооборот прошлого года – 18 000 тысяч рублей
Найти:
Динамика роста товарооборота (в сопоставимых ценах)?
Решение:
1. Товарооборот в текущих ценах составил 120%;
2. Рассчитываем индекс цен. 120 : 100 = 1,2;
3. Рассчитываем фактический товарооборот отчетного года в сопоставимых ценах: 22 000 : 1,2 = 18 333 тысяч руб.
4. Рассчитываем динамику роста товарооборота (в сопоставимых ценах): 18 333 : 18 000 *100 = 101,85%.
Таким образом, мы видим, что объем товарооборота увеличился в анализируемом году исключительно за счет увеличения ценового показателя, а не за счет повышения уровня реализации товаров.
Кроме вышеупомянутых показателей рассчитывают коэффициент ритмичности товарооборота. Этот показатель рассчитывается при анализе ритмичности продаж товаров, равномерность реализации в течение всего года по кварталам.
Критм = Квартальный план реализации / Годовой план реализации
Идеальное распределение продаж в течение анализируемого года будет выражено таким соотношением:
Критм = 1
Данный показатель показывает соотношение величин, поэтому в расчете можно использовать как абсолютные суммы в денежном эквиваленте, так и удельный вес продаж по каждому кварталу в общем объеме продаж за анализируемый год.
Прогноз товарооборота должен быть экономически обоснован. И тогда у предприятия торговли будут высокие шансы на организацию правильного ритмичного удовлетворения потребительского спроса, стабилизацию финансовой системы, расширение товарооборота по количественной и качественной характеристикам.
Ритмичность потребительского спроса явно наблюдается при торговле продовольственными товарами. «Разбиваем» год на 4 квартала. Опытным предприятиям торговли хорошо известно, что объемы продажи мяса и мясных изделий несколько снижаются в 2,3 кварталах за счет увеличения продаж молока, других молочных продуктов, овощей , плодово-ягодных культур. В 1, 4 кварталах – наоборот, спрос на мясо и птицу повышается. Как и любой другой экономический показатель, ритмичность товарооборота может подвергаться анализу.
Рассмотрим пример.
При таком анализе, в первую очередь, определяется коэффициент ритмичности продаж.
Составляется таблица 1 с данными по объему товарооборота по кварталам.
Таблица 1
Периоды (декады) |
Товарооборот, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
||
прогноз |
факт |
прогноз |
факт |
|
1 |
1000 |
300 |
30,3 |
8,6 |
2 |
1100 |
900 |
33,3 |
25,7 |
3 |
1200 |
2300 |
36,4 |
65,7 |
Итого: |
3300 |
3500 |
100 |
100 |
Таким образом, коэффициент ритмичности составляет:
2400 / 3300 = 0,73
0,73 * 100 = 73%
73% - это та доля продукции, которая была выпущена и сдана на склад без нарушения плана.
Расчет показал, что коэффициент ритмичности равен 0,73 , т.е. меньше единицы. Это значит, что имеет место недостаточная ритмичность продаж в анализируемом периоде.
Рассчитаем объем выпускаемой продукции в условиях соблюдения планового графика:
(3300 · (100 — 73)) / 100 = 891 тыс. руб.
Для более подробного анализа целесообразно изучить данные по продажам за каждый месяц. Это даст возможность оценить равномерность реализации прогноза товарооборота внутри каждого квартала и в случае необходимости принять соответствующие меры по стабилизации положения.
В случае дестабилизации ритмичности продаж рассчитывается еще один показатель - объем снижения товарооборота в результате нарушения ритмичности продаж.
/\ТОКритм = (1 – Критм)*ТО0.
Далее торговая компания должна провести подробный анализ всего ассортимента продукции для выявления «слабых и сильных звеньев». Ассортимент должен быть организован таким образом, чтобы он мог полностью удовлетворить потребительский спрос в каждый период года.
Теперь поговорим об ассортименте.
Ассортимент товаров – это состав или соотношение всех групп товаров, представленных в данной торговой компании с учетом качественных, количественных характеристик.
Ассортимент может быть:
- полным (представлены все виды, типы, категории данного товара),
- групповым (товар распределен по родственным группам),
- внутригрупповым,
- основным и дополнительным.
Логично полагать, что основной ассортимент – это такой ассортимент, который состоит из товаров, формирующих большую часть объема реализации торговой организации.
Дополнительный ассортимент – это, в большинстве случаев, «приятное дополнение» к основному ассортименту товаров. Дополнительный ассортимент состоит из товаров, которые пользуются значительно меньшим спросом, но также приносят прибыль и дополняют основной товарный ряд.
В ходе анализа ассортимента определяются следующие показатели: коэффициент обновления ассортимента, процент выполнения плана по данному ассортименту, средний процент по ассортименту, выполнение плана по ассортименту.
Полученные данные по всем этим показателям используются для анализа влияния структуры ассортимента и общего товарооборота на основные характеристики финансовой деятельности предприятия: валовой доход, издержки на производство продукции и реализацию, чистая прибыль.
После того, как будут установлены отклонения от прогнозируемых значений в товарообороте, необходимо определить причины, приведшие к такому положению дел. Это ключевой момент аналитической деятельности.
В данном случае используется формула балансовой увязки показателей товарооборота (балансовый метод):
X1 + П = ТО+ В + Е + У + X2
X1 – объем товаров на начало анализируемого периода;
П – объем поступающих товаров;
ТО – общая реализация и реализация по отдельным группам товаров;
В – возврат товара или передача в другую структурную единицу для продажи;
Е – естественная убыль (брак и т.д.);
У – объем уцененных товаров;
X2 – объем товаров на конец анализируемого периода.
По окончании полного анализа товарооборота предприятия, мы получаем набор показателей, на основании которых мы должны: определить причины отклонений товарооборота от прогноза, выявить максимально и минимально продаваемые товары из всего ассортимента, определить товары, входящие в основной и дополнительный ассортименты, скорректировать ценовую политику на товары этих групп, сформировать объем предложения в соответствии с объемом потребительского спроса. Итогом реализации всех этих действий станет повышение общего товарооборота предприятия и, соответственно, увеличение объемов чистой прибыли.
доска объявлений Иркутск доска объявлений Улан-Удэ доска объявлений Йошкар-Ола доска объявлений Владикавказ доска объявлений КировСмотрите также |
---|