Рекомендованный браузер для правильной загрузки сайта - Google Chrome

Товарооборот (продолжение)

от 22 Апрель 2012.

Вернуться к первой части (товарооборот)


Для того, чтобы оценить товарооборот любого торгового предприятия вводятся следующие показатели: ассортиментный состав всей продукции в целом, отдельных групп товаров в процентном и денежном эквиваленте, общий объем товарооборота за отчетный период  (один день, месяц, квартал, год) в денежном выражении, объем товарооборота в расчете на одного сотрудника предприятия, скорость оборота отдельных видов продукции, время обращения (чаще всего в  днях).

Все эти показатели позволяют провести анализ товарооборота и установить качественные и количественные характеристики работы предприятия торговли. Благодаря грамотному анализу товарооборота, можно выявить закономерности в темпах реализации продукции, зависимость спроса на продукцию от различных факторов (например, сезонность).

По результатам анализа можно определить, в какой степени был выполнен план продаж, что очень важно для дальнейшего планирования торговой деятельности.

Что является источником информации для проведения анализа товарооборота? В первую очередь, это статистическая, бухгалтерская и оперативная документация.

Введем формулу для динамики роста товарооборота (в текущих ценах):

 

 

Динамика роста товарооборота (ДТО)

=

Фактический товарооборот отчетного года в текущих ценах

*

100

/

Фактический товарооборот прошлого года

 

Здесь необходимо отметить один нюанс.

В случае, если в течение периода продаж изменились цены, то фактические числовые значения, характеризующие общий товарооборот, необходимо выражать в тех ценах, которые были зафиксированы в плане. Вводим понятие «индекс цен» - характеристика, показывающая дельту между планируемой стоимостью какого-либо товара и фактической стоимостью по окончании анализируемого периода. Всем известно, что в России очень часто темпы роста инфляции превышают планируемые значения. В связи с этим, расчет индекса цен приобретает большое значение.

 

Iцен = Цотч / Цбаз,

 

Цотч - цена в анализируемом периоде,

Цбаз – базовая начальная цена, принимаемая за 100%.

Для расчета фактического товарооборота (ТО) анализируемого года рассчитывают по формуле:

 

ТОфактич.  в сопоставимых ценах

=

фактический товарооборот в текущих ценах

/

индекс цен

*

100%

 

Для полного понимания расчетного механизма рассмотрим пример.

Дано:

Цотч = 20% т.е. рост цен в текущем году составил 20%

Фактический товарооборот отчетного года – 22 000 тысяч рублей

Фактический товарооборот прошлого года – 18 000 тысяч рублей

Найти:

Динамика роста товарооборота (в сопоставимых ценах)?

Решение:

1. Товарооборот в текущих ценах составил 120%;

2. Рассчитываем индекс цен. 120  :  100 = 1,2;

3. Рассчитываем фактический товарооборот отчетного года в сопоставимых ценах: 22 000  :  1,2 = 18 333 тысяч руб.

4. Рассчитываем динамику роста товарооборота (в сопоставимых ценах): 18 333 : 18 000 *100 = 101,85%.

Таким образом, мы видим, что объем товарооборота увеличился в анализируемом году исключительно за счет увеличения ценового показателя, а не за счет повышения уровня реализации товаров.

Кроме вышеупомянутых показателей рассчитывают коэффициент ритмичности товарооборота. Этот показатель рассчитывается при анализе ритмичности продаж товаров, равномерность реализации в течение всего года по кварталам.

 

Критм = Квартальный план реализации / Годовой план реализации

 

Идеальное распределение продаж в течение анализируемого года будет выражено таким соотношением:

 

Критм  = 1

 

Данный показатель показывает соотношение величин, поэтому в расчете можно использовать как абсолютные суммы в денежном эквиваленте, так и удельный вес продаж по каждому кварталу в общем объеме продаж за  анализируемый год.

Прогноз товарооборота должен быть экономически обоснован. И тогда у предприятия торговли будут высокие шансы на организацию правильного ритмичного удовлетворения потребительского спроса, стабилизацию финансовой системы, расширение товарооборота по количественной и качественной характеристикам.

Ритмичность потребительского спроса явно наблюдается при торговле продовольственными товарами. «Разбиваем» год на 4 квартала. Опытным предприятиям торговли хорошо известно, что объемы продажи мяса и мясных изделий несколько снижаются в 2,3 кварталах за счет увеличения продаж молока, других молочных продуктов, овощей , плодово-ягодных культур. В 1, 4 кварталах – наоборот, спрос на мясо и птицу повышается. Как и любой другой экономический показатель, ритмичность товарооборота может подвергаться анализу.

Рассмотрим пример.

При таком анализе, в первую очередь, определяется коэффициент ритмичности продаж.

Составляется таблица 1 с данными по объему товарооборота по кварталам.

Таблица 1

 

 

Периоды

(декады)

Товарооборот, тыс. руб.

Удельный вес, %

прогноз

факт

прогноз

факт

1

1000

300

30,3

8,6

2

1100

900

33,3

25,7

3

1200

2300

36,4

65,7

Итого:

3300

3500

100

100

 

Таким образом, коэффициент ритмичности составляет:

 

2400 / 3300 = 0,73

0,73 * 100 = 73%

 

73%  - это та доля продукции, которая была выпущена и сдана на склад без нарушения плана.

Расчет показал, что коэффициент ритмичности равен 0,73 , т.е. меньше единицы. Это значит, что  имеет место недостаточная ритмичность продаж в анализируемом периоде.

Рассчитаем объем выпускаемой продукции в условиях соблюдения планового графика:

 (3300 · (100 — 73)) / 100 = 891 тыс. руб.

 

Для более подробного анализа целесообразно изучить данные по продажам за каждый месяц. Это даст возможность оценить равномерность реализации прогноза товарооборота внутри каждого квартала и в случае необходимости принять соответствующие меры по стабилизации положения.

В случае дестабилизации ритмичности продаж рассчитывается еще один показатель - объем снижения товарооборота в результате нарушения ритмичности продаж.

 

/\ТОКритм = (1 – Критм)*ТО0.

 

Далее торговая компания должна провести подробный анализ всего ассортимента продукции для выявления «слабых и сильных звеньев». Ассортимент должен быть организован таким образом, чтобы он мог полностью удовлетворить потребительский спрос в каждый период года.

Теперь поговорим об ассортименте.

Ассортимент товаров – это состав или соотношение всех групп товаров, представленных в данной торговой компании с учетом качественных, количественных характеристик.

Ассортимент может быть:

  • полным (представлены все виды, типы, категории данного товара),
  • групповым (товар распределен по родственным группам),
  • внутригрупповым,
  • основным и дополнительным.

Логично полагать, что основной ассортимент – это такой ассортимент,  который состоит из товаров, формирующих большую часть объема реализации торговой организации.

Дополнительный ассортимент – это, в большинстве случаев, «приятное дополнение» к основному ассортименту товаров. Дополнительный ассортимент состоит из товаров, которые пользуются значительно меньшим спросом, но также приносят прибыль и дополняют основной товарный ряд.

В ходе анализа ассортимента определяются следующие показатели: коэффициент обновления ассортимента, процент выполнения плана по данному  ассортименту, средний процент по ассортименту, выполнение плана по ассортименту.

Полученные данные по всем этим показателям используются для анализа влияния структуры ассортимента и общего товарооборота на основные характеристики финансовой деятельности предприятия: валовой доход, издержки на производство продукции и реализацию, чистая прибыль.

После того, как будут установлены отклонения от прогнозируемых значений в товарообороте, необходимо определить причины, приведшие к такому положению дел. Это ключевой момент аналитической деятельности.

В данном случае используется формула балансовой увязки показателей товарооборота (балансовый метод):

 

X1 + П = ТО+ В + Е + У + X2

 

X1 – объем товаров на начало анализируемого периода;

П – объем поступающих товаров;

ТО – общая реализация и реализация по отдельным группам товаров;

В – возврат товара или передача в другую структурную единицу для продажи;

Е – естественная убыль (брак и т.д.);

У – объем уцененных товаров;

X2 – объем товаров на конец анализируемого периода.

По окончании полного анализа товарооборота предприятия, мы получаем набор показателей, на основании которых мы должны: определить причины отклонений товарооборота от прогноза, выявить максимально и минимально продаваемые товары из всего ассортимента, определить товары, входящие в основной и дополнительный ассортименты, скорректировать ценовую политику на товары этих групп, сформировать объем предложения в соответствии с объемом потребительского спроса. Итогом реализации всех этих действий станет повышение общего товарооборота предприятия и, соответственно, увеличение объемов чистой прибыли. 

доска объявлений Иркутск доска объявлений Улан-Удэ доска объявлений Йошкар-Ола доска объявлений Владикавказ доска объявлений Киров
-1
Powered by Scontent
Смотрите также