Рекомендованный браузер для правильной загрузки сайта - Google Chrome

Методы финансового анализа

от 29 Июнь 2012.

методы финансового анализаФинансовый анализ является частью общего анализа финансово-хозяйственной деятельности организации. Его основные цели – разработка стратегии дальнейшего развития, обоснование планов и будущих управленческих решений, выявление резервных неохваченных объемов, общая оценка результатов деятельности предприятия.

Финансовый анализ деятельности предприятия может осуществляться с помощью различных методов в зависимости от подхода. Каждый метод имеет свои задачи и свои слабые и сильные стороны. К основным методикам, применяемым на практике, относятся:

  1. 1.горизонтальный или временной анализ. Его суть сводится к сравнению одного и того же показателя бухгалтерской отчетности за текущий и предыдущий отчетный периоды. Таким образом, можно выявить динамику изменения параметров в течение какого-либо периода.
  2. 2.вертикальный или структурный анализ.  В данном случае аудитор может оценить вклад каждого показателя «в общую картину» отчетности. По окончании вертикального анализа формируется итоговая структура финансовых показателей. Такому анализу могут подвергаться практически все параметры: активы, себестоимость, ассортимент производимой продукции и другие.
  3. 3.сравнительный анализ. Включает в себя элементы сравнения отдельно взятого показателя в бухгалтерской отчетности данного предприятия с аналогичным показателем в финансовой деятельности другого предприятия (например, конкурента или сравнение со средним показателем по отрасти), работающего в такой же отрасли. Сравнительный анализ позволяет производить сравнительные операции между: реальными данными и плановыми, реальными данными и нормативными, показателями данного периода с показателями предыдущего периода, показателями данного предприятия с показателями другого предприятия или отрасли в целом.
  4. 4.анализ относительных показателей (коэффициентный анализ). Этот вид анализа позволяет определить соотношение между разными параметрами бухгалтерской отчетности для установления взаимосвязей между ними.
  5. 5.трендовый анализ. В результате сравнения каждой позиции отчетности по разным периодам определяется основной тренд (тенденция) в динамике развития. Таком образом, исключаются случайные явления, не свойственные для данного предприятия, обусловленные каким-то отдельным временным периодом.
  6. 6.факторный анализ. Позволяет выявить влияние какого-либо фактора (внешнего или внутреннего) на итоговое значении показателей.

Вышеперечисленные методики могут использоваться на любом этапе аудита. Главным условием успешного проведения финансового анализа является качество анализируемой информации. Она должна быть достоверной, нейтральной (т.е. без акцентов на удовлетворение интересов какой-либо из сторон аудита), правдивой и понятной для аудитора.

В ходе анализа формулируется оценка производственной деятельности предприятия, определяются качественные и количественные характеристики производственных ресурсов (основные средства, объемы реализации продукции или услуг, качество продукции, значения по заработной плате и т.д.).

Далее рассмотрим основные методики ведения финансового анализа более подробно.

Горизонтальный анализ дает основание для оценки основных показателей бухгалтерской отчетности предприятия. Данный метод не дает абсолютно достоверных данных при явлении инфляции.  Устранить этот минус можно с помощью дополнительного пересчета данных с учетом коэффициента инфляции. Итак, суть горизонтального анализа сводится к формированию аналитических таблиц, включающих в себя абсолютные балансовые величины, которые дополняются относительными темпами снижения или роста финансовой активности. Горизонтальный анализ проводится для выявления абсолютных и относительных изменений в показателях финансовой отчетности.

Наряду с горизонтальным анализом, широко используется и вертикальный. Целью вертикального анализа является исследование структуры основных параметров бухгалтерского баланса (активы и пассивы), определение процентного соотношения отдельных составляющих в общей отчетности.

Отметим, что для полноценного анализа обязательно использование обеих методик. Они «взаимодополняемы» и невольно являются источниками информации друг для друга. Благодаря им, можно построить сравнительный аналитический баланс.  Этот баланс характеризует не только структуры бухгалтерской отчетности, но и качественные показатели отдельных ее элементов. Элементы баланса разделяются на 3 группы:

  • показатели структуры баланса (удельный вес показателей);
  • показатели динамики баланса (% к величинам на начало текущего года);
  • показатели структурной динамики баланса (% к изменению итога баланса).

Прогноз развития предприятия можно определить с помощью  трендового финансового анализа. Трендовый анализ с учетом тенденций развития экономики предприятия в прошедших периодах позволяет спланировать величину отдельно взятого показателя в будущем. В ходе трендового анализа аудитор по уравнению регрессии может «выстроить» графическую линию (визуальное отображение), которая с высокой степенью достоверности укажет на динамику изменения анализируемого показателя в текущем времени и на перспективу.

Далее, что касается коэффициентного анализа, то здесь основной целью является расчет особых финансовых коэффициентов. Это коэффициенты показывают соотношение между  отдельными параметрами бухгалтерского отчета. Источниками для расчета могут стать: отчетная документации по убыткам и прибыли, баланс, отчетность по нераспределенной прибыли и т.д. финансовые коэффициенты являются отображением различных сфер финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Так, например, уровень платежеспособности можно отразить посредством  коэффициента ликвидности и платежеспособности; а степень финансовой автономии  - с помощью доли собственного капитала; деловая активность отражается через коэффициенты оборачиваемости активов.


-1
Powered by Scontent
Смотрите также