Новая форма декларации по ЕНВД с 2015 г.
Новая форма декларации по ЕНВД с 1 квартала 2015 г.
Приказ ФНС России от 04.07.2014 N ММВ-7-3/353@ "Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в электронной форме"
Предполагается, что плательщики ЕНВД должны будут подавать налоговую декларацию по новой форме (далее - новая декларация). Данная форма, порядок заполнения и формат представления в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 04.07.2014 N ММВ-7-3/353@ (далее - Приказ). Приказ не содержит специальных положений, а значит, вступает в силу по истечении 10 дней с даты официального опубликования (п. 12 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763). Однако на момент подготовки материала он не был опубликован.
Согласно Приказу при заполнении раздела 3 новой декларации, форма которой приведена в Приложении N 1 к Приказу, в строке 005 нужно указывать признак налогоплательщика: значение "1" для налогоплательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физлицам, "2" - для предпринимателей, не осуществляющих таких выплат (пп. 1 п. 6.1 порядка заполнения, утвержденного Приказом). В зависимости от выбранного значения разнится расчет общей суммы налога, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период. Эта сумма отражается в строке 040 раздела 3 (п. п. 6.2, 6.3 порядка заполнения, утвержденного Приказом). Суммы страховых взносов, уплаченных предпринимателем в фиксированном размере, теперь выделены в строке 030 раздела 3.
Сейчас форма декларации по ЕНВД и порядок ее заполнения установлены Приказом ФНС России от 23.01.2012 N ММВ-7-3/13@. В строке 010 раздела 3 данной формы отражается налоговая база, исчисленная по всем кодам ОКТМО. В новой декларации этого не предусмотрено.
В связи с отменой с 1 января 2015 г. Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93 (ОКУН) (см. п. 6 Приказа Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) графы для указания информации о кодах оказанных услуг по ОКУН в новой декларации отсутствуют. Кроме того, исключена графа кода бюджетной классификации (КБК), а Приложение N 6 к порядку заполнения, утвержденному Приказом, дополнено кодами новых субъектов РФ: Республики Крым и г. Севастополя. Между рассмотренными формами есть и иные отличия.
Если Приказ вступит в силу, то новая декларация и порядок ее заполнения будут применяться начиная с налоговой отчетности за I квартал 2015 г (п. 3 Приказа). Отчетность за этот период необходимо подать не позднее 20 апреля 2015 г. (ст. 346.30, п. 3 ст. 346.32 НК РФ).
Заметка по материалам системы Консультант+.
Порядок возврата НДФЛ при возврате аванса по гражданско-правовому договору
Вопрос: Об исчислении налоговым агентом НДФЛ с аванса, перечисленного по договору на оказание услуг, в том числе если физлицо не оказало услуги и вернуло организации денежные средства.
Ответ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
ПИСЬМО
от 28 августа 2014 г. N 03-04-06/43135
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ЗАО по вопросу налогообложения доходов физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Из письма следует, что организация заключает с физическим лицом договор гражданско-правового характера на оказание услуг. После заключения договора физическому лицу - исполнителю перечисляется аванс. В случае невыполнения исполнителем обязанностей по договору исполнитель будет обязан вернуть аванс организации-заказчику.
Статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.
В соответствии с пунктом 1 статьи 223 Кодекса при получении доходов в денежной форме дата фактического получения дохода определяется, в частности, как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.
Таким образом, датой получения дохода, полученного в виде аванса, является дата поступления денежных средств по сделке независимо от даты оказания услуг.
Суммы денежных средств, полученных налогоплательщиком в соответствующем налоговом периоде в качестве аванса по договору на оказание услуг, включаются в доход налогоплательщика данного налогового периода независимо от того, в каком налоговом периоде соответствующие услуги были оказаны.
Пунктами 1 и 2 статьи 226 Кодекса установлено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 227, 227.1 и 228 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса.
В случае если услуги, предусмотренные договором, исполнителем не были оказаны, исполнитель возвращает организации фактически полученные от нее в качестве аванса денежные средства.
При этом у налогового агента образуется переплата налога на доходы физических лиц.
Указанная переплата может быть возвращена налоговому агенту в рамках статьи 78 Кодекса, определяющей порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченного налога, на основании пункта 14 данной статьи.
Комментарий:
Минфин России рассмотрел ситуацию, когда заказчик по гражданско-правовому договору (далее - ГПД) уплачивает аванс исполнителю-физлицу. По мнению финансового ведомства, в этом случае необходимо удержать и перечислить в бюджет НДФЛ. Если договор расторгнут (услуги не оказаны, работы не выполнены), исполнитель возвращает полученные денежные средства, а заказчик как налоговый агент обращается в инспекцию за возвратом переплаты налога на основании ст. 78 НК РФ.
Следует отметить, что в Письме от 26.05.2014 N 03-04-06/24982 Минфин России указывал на необходимость возвратить сумму налога исполнителю в порядке п. 1 ст. 231 НК РФ. Однако это возможно, только когда заказчик при перечислении аванса по ГПД удержал из его суммы НДФЛ, а исполнитель вернул аванс, увеличенный на сумму данного налога. В таком случае налог признается излишне удержанным.
Заметка по материалам системы Консультант+.
Вопрос: Об исчислении налоговым агентом НДФЛ с аванса, перечисленного по договору на оказание услуг, в том числе если физлицо не оказало услуги и вернуло организации денежные средства.
Ответ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
ПИСЬМО
от 28 августа 2014 г. N 03-04-06/43135
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ЗАО по вопросу налогообложения доходов физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Из письма следует, что организация заключает с физическим лицом договор гражданско-правового характера на оказание услуг. После заключения договора физическому лицу - исполнителю перечисляется аванс. В случае невыполнения исполнителем обязанностей по договору исполнитель будет обязан вернуть аванс организации-заказчику.
Статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.
В соответствии с пунктом 1 статьи 223 Кодекса при получении доходов в денежной форме дата фактического получения дохода определяется, в частности, как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.
Таким образом, датой получения дохода, полученного в виде аванса, является дата поступления денежных средств по сделке независимо от даты оказания услуг.
Суммы денежных средств, полученных налогоплательщиком в соответствующем налоговом периоде в качестве аванса по договору на оказание услуг, включаются в доход налогоплательщика данного налогового периода независимо от того, в каком налоговом периоде соответствующие услуги были оказаны.
Пунктами 1 и 2 статьи 226 Кодекса установлено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 227, 227.1 и 228 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса.
В случае если услуги, предусмотренные договором, исполнителем не были оказаны, исполнитель возвращает организации фактически полученные от нее в качестве аванса денежные средства.
При этом у налогового агента образуется переплата налога на доходы физических лиц.
Указанная переплата может быть возвращена налоговому агенту в рамках статьи 78 Кодекса, определяющей порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченного налога, на основании пункта 14 данной статьи.
Комментарий:
Минфин России рассмотрел ситуацию, когда заказчик по гражданско-правовому договору (далее - ГПД) уплачивает аванс исполнителю-физлицу. По мнению финансового ведомства, в этом случае необходимо удержать и перечислить в бюджет НДФЛ. Если договор расторгнут (услуги не оказаны, работы не выполнены), исполнитель возвращает полученные денежные средства, а заказчик как налоговый агент обращается в инспекцию за возвратом переплаты налога на основании ст. 78 НК РФ.
Следует отметить, что в Письме от 26.05.2014 N 03-04-06/24982 Минфин России указывал на необходимость возвратить сумму налога исполнителю в порядке п. 1 ст. 231 НК РФ. Однако это возможно, только когда заказчик при перечислении аванса по ГПД удержал из его суммы НДФЛ, а исполнитель вернул аванс, увеличенный на сумму данного налога. В таком случае налог признается излишне удержанным.
Заметка по материалам системы Консультант+.
Планы по усилению административной ответственности за грубое нарушение правил бухгалтерского учета
Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях (в части усиления административной ответственности за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету)" (публичное обсуждение завершится 23.10.2014)
Предлагается внести изменения в ст. 15.11 КоАП РФ в части усиления административной ответственности за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету.
Планируется, в частности, увеличить размер административного штрафа, налагаемого на должностных лиц за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности. Предполагается, что штраф будет составлять от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб. (ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ в предлагаемой редакции), в то время как на сегодняшний день его размер варьируется от 2 тыс. руб. до 3 тыс. руб. (ст. 15.11 КоАП РФ в действующей редакции).
Проектом также предусмотрено наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 тыс. руб. до 20 тыс. руб. в случае, если в течение календарного года указанное правонарушение будет совершено повторно (ч. 2 ст. 15.11 КоАП РФ в редакции проекта). В настоящее время ст. 15.11 КоАП РФ таких положений не содержит.
Вместе с тем согласно п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения является обстоятельством, отягчающим административную ответственность. При этом повторным считается правонарушение, которое было совершено в период со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания за "первое" правонарушение до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (п. 2 ч. 1 ст. 4.3, ст. 4.6 КоАП РФ). Отметим, что если такое обстоятельство предусмотрено в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения, то оно не может учитываться как отягчающее (ч. 2 ст. 4.3 КоАП РФ). Следовательно, в случае принятия проекта п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ будет применяться только в тех случаях, когда нарушение не подпадает под ч. 2 ст. 15.11 КоАП РФ в предлагаемой редакции.
Кроме того, согласно проекту планируется расширить перечень действий (ситуаций), которые считаются грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности. Предлагается, в частности, отнести к таким нарушениям принятие к бухгалтерскому учету первичных учетных документов, которыми оформлены не имевшие место факты хозяйственной жизни, или регистрацию мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета (абз. 4 п. 1 примечания к ст. 15.11 КоАП РФ в редакции проекта).
С текстом проекта можно ознакомиться на сайте www.regulation.gov.ru (http://regulation.gov.ru/project/16112.html?point=view_project&;stage=2&stage_id=12850).
Заметка по материалам системы Консультант+.
Изменения в Единый план счетов бухгалтерского учета для органов власти, органов управления внебюджетных фондов, государственных академий наук и учреждений
Внесены изменения в Единый план счетов бухгалтерского учета для органов власти, органов управления внебюджетных фондов, государственных академий наук и учреждений
Поправками в Приказ Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н уточняются названия некоторых счетов, исключен счет 21001 "Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам", и вводятся новые, в том числе 20582 "Расчеты по невыясненным поступлениям"; 20930 "Расчеты по компенсации затрат"; 20940 "Расчеты по суммам принудительного изъятия"; 20983 "Расчеты по иным доходам"; 21010 "Расчеты по налоговым вычетам по НДС"; 40160 "Резервы предстоящих расходов".
Установлены дополнительные требования к первичным учетным документам. Определено, в частности, что к бухгалтерскому учету принимаются первичные учетные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни; регистры бухгалтерского учета, формы которых не унифицированы, устанавливаются самостоятельно, должны содержать обязательные реквизиты и закрепляются в учетной политике.
Лица, на которых возложено ведение бухгалтерского учета, не несут ответственности за достоверность первичных учетных документов, составленных другими лицами.Для бюджетного учета введено понятие "событие после отчетной даты".
В настоящее время документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.
Приказ Минфина России от 29.08.2014 N 89н
"О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
Заметка по материалам системы Консультант+.
Налог в случае оплаты товаров бонусами
Вопрос: ОАО реализует программу лояльности, направленную на стимулирование спроса, повышение объема продаж, привлечение большего числа пассажиров железнодорожного транспорта, а также сохранение имеющихся клиентов.
В рамках данной программы лояльности пассажиру, оплачивающему поездку железнодорожным транспортом, начисляются баллы в зависимости от расстояния, на которое он едет. В дальнейшем пассажир имеет возможность обменять накопленные на персональном счете баллы на бесплатные поездки либо иные услуги.
Накопление баллов в рамках программы лояльности представляет собой скидку, получаемую физическим лицом по мере приобретения услуг по проезду железнодорожным транспортом. В проездном документе будет указываться полная стоимость перевозки, уменьшенная на сумму скидки.
Пассажиры и ОАО не являются взаимозависимыми лицами в соответствии со ст. 105.1 НК РФ.
В соответствии со ст. 105.3 НК РФ цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными.
Статьями 784 и 786 ГК РФ предусмотрено, что перевозка пассажиров осуществляется на основании договора перевозки, заключение которого удостоверяется билетом. Соответственно, для лиц, не являющихся взаимозависимыми, цена, указанная на билете, выданном пассажиру, признается рыночной ценой.
ОАО полагает, что налогообложение перевозок, осуществляемых в рамках программы лояльности, должно осуществляться в следующем порядке.
1. НДФЛ
В соответствии со ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.
Доходом налогоплательщика признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить (ст. 41 НК РФ).
К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе или с частичной оплатой (п. 2 ст. 211 НК РФ).
При этом снижение стоимости проездного документа (предоставление скидки в соответствии с накопленными баллами) не имеет характера индивидуальной льготы и не может рассматриваться в качестве дохода (экономической выгоды), полученного в натуральной форме. В частности, такая скидка не может рассматриваться как оплата за пассажира проездного документа перевозчиком.
Предоставленная гражданину скидка не будет являться объектом налогообложения по НДФЛ.
2. Налог на прибыль.
В соответствии со ст. 249 НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за товары (работы, услуги). Так как пассажир не является взаимозависимым с ОАО лицом, то доходы от таких перевозок в целях налогообложения прибыли должны определяться исходя из стоимости, указанной в проездном документе, то есть исходя из полной стоимости перевозки за вычетом скидки.
В свою очередь, согласно ст. 252 НК РФ, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, направленные на получение дохода.
Поскольку снижение стоимости проездного документа в обмен на накопленные пассажиром баллы не является безвозмездным предоставлением услуг по перевозке пассажиров, затраты ОАО по осуществлению таких перевозок соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ и могут учитываться при налогообложении прибыли.
3. Налог на добавленную стоимость.
Доходы от перевозок, осуществляемых в рамках программы лояльности, в целях налогообложения НДС должны определяться исходя из стоимости, указанной в проездном документе, то есть исходя из полной стоимости перевозки, уменьшенной на сумму скидки.
Правомерен ли порядок налогообложения, осуществляемый ОАО в данном случае?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 апреля 2012 г. N 03-04-06/6-84
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ОАО по вопросам налогообложения доходов, возникающих при предоставлении организацией, занимающейся железнодорожными перевозками, скидки в стоимости билетов за счет баллов, начисляемых за предыдущее приобретение билетов, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Как указывается в рассматриваемом письме, в соответствии с программой лояльности при приобретении железнодорожных билетов физическим лицам начисляются баллы, за которые впоследствии предоставляются скидки при оплате билетов указанными лицами.
1. Налог на доходы физических лиц.
Пунктом 1 ст. 210 Кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды.
В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 211 Кодекса к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относятся, в частности, полученные им товары, выполненные в его интересах работы, оказанные в его интересах услуги на безвозмездной основе.
В данном случае условием получения скидки в стоимости железнодорожных билетов (или непосредственно билетов) является предыдущая оплата физическими лицами билетов в организации, занимающейся железнодорожными перевозками, то есть получение скидки в стоимости билета (получение самого билета) за начисленные баллы можно рассматривать как скидку с цены, предоставляемую физическим лицам, регулярно приобретающим билеты в организации, занимающейся железнодорожными перевозками.
Получение скидки при оплате билетов (получение самого билета) в организации, занимающейся железнодорожными перевозками за баллы, начисляемые за предыдущее приобретение билетов, не является доходом физических лиц, так как физические лица должны осуществлять расходы по оплате проездных билетов в организации, занимающейся железнодорожными перевозками, для получения таких баллов.
2. Налог на прибыль организаций.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
С учетом приведенных требований Кодекса затраты организации, связанные как с реализацией программ лояльности, так и со стимулированием клиентской активности, следует рассматривать как произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, и учитывать для целей налогообложения в том случае, если эта деятельность непосредственно направлена на привлечение в организацию большего числа клиентов, а также на сохранение имеющихся клиентов.
Одновременно сообщаем, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Учитывая, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ст. 8 ч. 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.
Аналогичная позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.06.2007 N 320-О-П.
3. По вопросу исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость ответ будет дан дополнительно.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
02.04.2012
