Рекомендованный браузер для правильной загрузки сайта - Google Chrome

Анализ финансовой рентабельности

от 13 Май 2012.

Анализ показателей рентабельности дает представление об эффективности различных сфер хозяйственной деятельности предприятия. Существует немало различных видов показателей рентабельности. В общем виде они рассчитываются следующим образом:

Показатель рентабельности = Прибыль (чистая, балансовая) / Производственный показатель

В зависимости от того, какой производственный показатель взят для расчета, коэффициент рентабельности характеризует ту или иную область деятельности компании. Например, если для расчета берется чистый капитал, то коэффициент рентабельности будет показывать отдачу такого вида собственных средств, как чистый капитал и то, насколько эффективно осуществляется управление им.
Другие показатели, с помощью которых оценивается эффективность экономической деятельности компании, например, прибыль, носят абсолютный характер, не позволяя проанализировать качество работы компании. Преимущество показателей рентабельности состоит в том, что они позволяют увязать доходы и ресурсы, необходимые для получения этих доходов. А это дает широкие возможности для поиска более выгодных альтернатив.
Коэффициент общей рентабельности – самый популярный и востребованный аналитиками. Рассчитывается как соотношение прибыли до налогообложения и суммы выручки от реализации по основному виду деятельности. Данные для расчетов берутся из отчета о прибылях и убытках.

КР = стр. 140 ф.2 / стр. 010 ф.2 × 100%


Где:
стр. 140 – чистая прибыль или убыток отчетного года,
стр. 010 формы № 2 = Выручка (нетто) от основных видов деятельности, продажи товаров или услуг (за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательных расходов).

Анализ финансовой рентабельности предполагает расчет различных показателей рентабельности. По содержанию их можно объединить в следующие группы:

  1. Коэффициенты рентабельности продаж – показывает, какое количество прибыли приходится на каждый рубль выручки от продажи товаров.
  2. Коэффициенты рентабельности затрат – характеризуют, насколько эффективно компания тратит свои средств. Коэффициент показывает, сколько прибыли дает один рубль затрат.
  3. Коэффициенты рентабельности капитала и его составляющих – показывают, насколько эффективно управление капиталом.

Коэффициенты рентабельности продаж можно рассчитывать по отдельным товарам или по всему ассортименту. Формула расчета имеет вид:

КРП = прибыль (убыток) от продаж / выручка (нетто) от продаж *100%


Для расчета берутся данные строки 050 (прибыль или убыток от продаж, валовая прибыль за минусом коммерческих и управленческих расходов) и строки 010 (выручка) отчета о прибылях и убытках.
Коэффициенты рентабельности затрат рассчитываются как соотношение балансовой прибыли и себестоимости:

КРЗ = балансовая прибыль (убыток) / себестоимость * 100%

Для расчета берутся данные строки 029 (валовая прибыль) и 020 (себестоимость проданных товаров, работ, услуг).
Показатели рентабельности капитала в общем виде рассчитываются следующим образом:

КРК = чистая прибыль (убыток) / капитал * 100%

Для расчета может браться валовая прибыл.
Решение о выборе конкретной формулы для оценки эффективности использования капитала зависит от цели анализа. Для примера, если нужно оценить степень отдачи от использования совокупного капитала, формула будет такой:

ККАП = стр. 029 или 050 или 140 или 190 формы 2 / [(стр. 300н.г. + стр.300к.г.)/2] * 100%

Где
строка 029 – валовая прибыль,
строка 050 – прибыль от продаж,
строка 140 – прибыль до налогообложения,
строка 190 – чистая прибыль,
строка 300 – итоговое значение актива баланса.

Для оценки того, насколько эффективно используются те или иные части ресурсов компании, применяются следующие коэффициенты рентабельности: рентабельность чистых активов, текущих активов, собственного капитала, производственных фондов (все они рассчитываются как отношение прибыли и соответствующей суммы активов), а также коэффициент рентабельности активов, который рассчитывается как отношение прибыли к среднегодовой валюте баланса.
Для того чтобы итоговые выводы анализа были обоснованными и достоверными, при проведении анализа следует иметь в виду несколько моментов:

  1. Время. Дело в том, что коэффициенты рентабельности рассчитываются на определенную дату и характеризуют отдачу того или иного вида капитала или затрат за конкретный период. Долгосрочные вложения, которые принесут отдачу не сразу, могут менять значения показателей рентабельности в худшую сторону. Для таких случаев необходим динамический анализ финансовой рентабельности – сравнение показателей рентабельности за различные периоды.
  2. Следует обращать внимание на то, что показатели в числителе и знаменателе выражаются в несравнимых единицах. Например, если речь идет об оценке рентабельности капитала, то числитель - прибыль – отражает результат на текущий момент, в то же время сумма актива является условной, она формировалась в течение определенного времени. Для того, чтобы сделать обоснованные выводы, нужна рыночная корректировка стоимости активов компании.

Риски. Их также нужно брать в расчет, ведь высоких показателей рентабельности можно достичь за счет рискованных действий, приносящих высокую прибыль в краткосрочном периоде, но имеющих не прогнозируемые долговременные последствия. Именно поэтому аналитик делает выводы об эффективности использования капитала или об уровне отдачи тех или иных вложений не только на основе показателей рентабельности, но и на основании анализа коэффициентов финансовой устойчивости, структуры затрат, операционного и финансового рычага.


-1
Powered by Scontent
Смотрите также