Рекомендованный браузер для правильной загрузки сайта - Google Chrome

Товарооборот

от 22 Апрель 2012.

Товарооборот – это объем реализованной продукции предприятия или предоставленных платных услуг за определенный период в денежном выражении. Товарооборот оказывает прямое и очень сильное влияние на увеличение или уменьшение объемов производства, так и на объемы потребления товаров. Большую часть всех товаров и услуг каждый человек получает, участвуя в таком процессе, как торговля.

Количественные и качественные характеристики всей товарной массы находят свое отражение в значениях товарооборота. Очевидно, что товарооборот должен подвергаться постоянному анализу. Анализ товарооборота – очень важный процесс для всех его участников.

В ходе анализа можно получить большой объем ценной информации, в частности: определить общий уровень производства продукции и уровень ее реализации, оценить их соотношение: насколько предложение покрывает спрос населения на данный вид товаров или услуг. Умелое использование полученных данных позволяет выявить закономерности спроса на отдельные группы товаров, грамотно урегулировать объемы реализации и производства товаров и предоставления услуг, нормализовать ритмичность, равномерность продажи продукции и услуг.

Таким образом, объем товарооборота играет большую роль в формировании таких показателей, как:

  • Общий объем доходов предприятия,
  • Объем чистой прибыли,
  • Рентабельность предприятия в целом,
  • Объем издержек на производство продукции,
  • Фонд оплаты труда работников производственного предприятия,
  • Численность работников торговли,
  • Общее финансовое благополучие предприятия.

В современной экономике принято общий товарооборот подразделять на две группы:

  • оптовый,
  • розничный.

1. Оптовый товарооборот – объем продаж товаров крупными партиями предприятиями-производителями или их торговыми предстателями покупателям для дальнейшей их продажи или переработки.  Различают складской и транзитный оптовые товарообороты.

Складской товарооборот производится через оптовые склады торговых баз. А транзитный товарооборот происходит без участия оптовых баз. В данном случае оптовые базы участвуют только в оформлении документации на продукцию. Транзитный товарооборот имеет ряд преимуществ: значительно ускоряется оборачиваемость товаров, снижается количество участников в цепочке от предприятия-производителя до покупателя, уменьшается потребность в складских площадках и в транспортных средствах для доставки товаров.

2. Розничный товарооборот - объем продаж продукции и услуг населению для личного, семейного, домашнего пользования. Также к рознице относится продажа товаров мелкими партиями таким покупателям, как: санатории, дома отдыха, школы, детские сады, ясли, больницы, дома для престарелых, то есть организациям, через которые осуществляется коллективное потребление товаров.

Особенность розничного товарооборота состоит в том, что он доставляет товары и услуги последним покупателям (потребителям). На этом процесс обращения завершается. После сферы обращения появляется сфера потребления, в которой купленные товары становятся собственностью потребителя, применяются по назначению.

На стадии розничной продажи стоимость товаров меняет свою стоимость. Основное назначение повышения цены на товар – возместить производственные издержки и создать благоприятные условия для последующего существования и развития производственной сферы.

Розничный товарооборот – в первую очередь, это количественный параметр, имеющий место в момент перехода товаров из сферы обращения в сферу потребления и характеризующий заключительный обмен товаров на денежные средства. Применительно к данному предприятию, розничный товарооборот – это основной показатель успешности торговли. По объему вырученной с продажи товаров прибыли можно судить о стабильности и развитости продающей организации. Товарооборот – это значимый способ максимально выгодного обмена товаров и услуг на денежный эквивалент.

Товарооборот характеризуется качественной и количественной характеристиками. Так, качественная характеристика связана с компонентным составом товарооборота. Речь идет об ассортименте продукции, абсолютных показателях продажи какого-то конкретного товара или группы товаров, удельных показателях продажи одного товара на фоне общего товарооборота. Количественная характеристика определяет объемы реализации продукции в переводе на денежный эквивалент.

Объем товарооборота -  это сложный обобщающий показатель, характеризующий деятельность всего предприятия и представляющий собой весь объем реализуемой продукции всеми возможными способами в денежном эквиваленте (например, наличные денежные средства, пришедшие через кассу, безналичный расчет).

Состав товарооборота – это совокупность всех продаж продукции, характеризуемая какими-либо признаками:

1.в зависимости от мест реализации товаров: реализация через стационарную сеть, палатки, киоски, автоматические системы, развозная торговля;

2.в зависимости от вида расчетов за реализуемые товары: наличный расчет, безналичный расчет, кредитная система;

3.в зависимости от потребительских свойств товаров: продовольственные и непродовольственные товары (современный товарооборот насчитывает всего 92 группы товаров – газеты, медикаменты, продукты питания, парфюмерия, канцелярия и прочее);

4.в зависимости от способов реализации товаров: самообслуживание, продажа через прилавок, продажа по образцам.

На базе конкретного торгового предприятия можно рассматривать ассортиментный состав товарооборота. Ассортимент может состоять из продовольственных и непродовольственных товаров, которые, в свою очередь, делятся на: виды, сорта, модели, размеры.

Существует несколько классификаций товаров непродовольственного назначения. Так, например, существует классификация по отраслям народного хозяйства: товары легкой промышленности (мех, текстиль, одежда, обувь и прочее) и товары культурно-бытового, хозяйственного назначения (электроника, детские игрушки, посуда, мебель).

По другой классификации (по отраслевому принципу) составлены все официальные государственные классификаторы товаров. По такой классификации непродовольственные товары делятся на:

  • хозяйственные товары,
  • нефть и нефтепродукты,
  • парфюмерно-косметические товары,
  • электротовары,
  • одежно-обувные,
  • ювелирные товары,
  • культурно-бытовые товары,
  • галантерея,
  • изделия художественных промыслов.

Товары продовольственного характера делятся на группы однородной продукции, а именно:

1. товары растительного происхождения

  • плодовоовощные
  • зерномучные
  • крахмалопродукты
  • сахар и его заменители
  • кондитерские изделия

2. товары животного происхождения

  • мясные
  • молочные
  • рыбные
  • яичные

3. товары смешанного происхождения

  • пищевые жиры
  • вкусовые товары (алкоголь, кофе, чай, пряности)

-1
Powered by Scontent
Смотрите также