Дистанционные рабочие места: оформление и налоговые риски

Развитие современных технологий привело к принципиально иному процессу организации труда. Для многих людей появилась возможность выполнять свои обязанности дистанционно. Помимо несомненной выгоды как для работодателей, так и для самих сотрудников, работа на дому связана и с некоторыми неясностями относительно организации дистанционного рабочего места, оплаты труда и налогообложения.

Регистрация рабочего места надомника

Прежде всего существует некоторая путаница относительно того, нуждается ли такое рабочее место в постановке на учёт в налоговой службе. С одной стороны, Налоговый кодекс указывает, что рабочее место считается стационарным, если оно создаётся на срок более 1 месяца. На этом основании налоговые инспекторы утверждают, что постановка на учёт обязательна.

Минфин в своём письме признал эту точку зрения ошибочной и расходящейся с Трудовым и Жилищным кодексом. В результате можно утверждать, что при организации дистанционного труда стационарное рабочее место не создаётся и не нуждается в налоговом учёте.

Особенности оплаты труда и налоговые риски

Поскольку отсутствуют законодательные оговорки оплаты труда надомников, то её нужно осуществлять на общих основаниях. Из этого следует, что:

  • каждый работник имеет право на установленные социальные льготы (ежегодный оплачиваемый отпуск, пособие по временной нетрудоспособности и пр.);
  • работодатель имеет право премировать сотрудника в соответствии с колдоговором, положением о премировании и другой внутренней документацией.

А вот если дистанционный работник является иностранцем, ситуация в корне меняется. В соответствии с Налоговым кодексом, таким работником не уплачиваются:

  • налог на доходы физических лиц;
  • взносы в ПФ, ФСС и фонды медицинского страхования;
  • отчисления в фонды страхования от несчастного случая.

Таким образом, работодатель не является налоговым агентом своего сотрудника. Естественное следствие — налоговые органы тщательно проверяют оформление таких взаимоотношений.