ОднаКнопка


Бухучет
Особенности составления годовой бухгалтерской отчетности коммерческой организации (Часть 6)
26.06.2012 09:19

<<назад к пятой части статьи


Особенности составления годовой бухгалтерской отчетности коммерческой организации (Часть 6)Раздельный учет и "правило пяти процентов"

 

Если налогоплательщик осуществляет как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции, он должен организовать их раздельный учет (п. 4 ст. 170 НК РФ). При этом предъявленные продавцами суммы налога по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, принимаются к вычету либо учитываются в стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав в той пропорции, в которой они используются для их производства и (или) реализации, отдельно по облагаемым и необлагаемым операциям в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Указанная пропорция определялась в 2010 г. в расчете на налоговый период, т.е. по итогам квартала. Поэтому при приобретении амортизируемого имущества в первом или втором месяце квартала пропорция еще не могла быть рассчитана на момент оприходования имущества.

Законом N 245-ФЗ данная проблема урегулирована: в п. 4 ст. 170 НК РФ внесено дополнение, теперь при таком приобретении в первом или втором месяцах квартала налогоплательщик имеет право определять пропорцию при постановке на учет основных средств и нематериальных активов исходя из показателей отгрузки соответствующего месяца. В этой связи следует скорректировать соответствующие положения учетной политики, если в ней были установлены старые положения.

Также изменениями, внесенными в абзац 9 п. 4 ст. 170 НК РФ, установлено, что торговые организации вправе применять "правило пяти процентов", т.е. они могут не вести раздельный учет в случае, если доля не облагаемой НДС деятельности незначительна.

Напомним, что в предыдущей редакции рассматриваемой статьи говорилось о "расходах на производство".

Единого мнения контролирующих органов по данному вопросу для торговых компаний не было. Минфин России счел, что такие компании вправе использовать льготу (письма от 30.05.11 N 03-07-11/149, 22.04.11 N 03-07-11/106, 29.01.08 N 03-07-11/37). Однако ФНС России разъясняла, что это неправомерно (письмо от 22.03.11 N КЕ-4-3/4475). Арбитражные суды не выработали единого подхода, но многие суды поддерживали налогоплательщиков - торговые организации (постановления ФАС Северо-Западного округа от 13.12.10 N А56-29461/2010, 22.12.10 N А56-29465/2010, ФАС Волго-Вятского округа от 04.03.09 N А29-6207/2008).

Этот спорный вопрос законодатель решил в пользу налогоплательщиков. С 1 октября 2011 г. в абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ закреплено, что "правило пяти процентов" применяется и при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

 

Расчетная цена "необращающихся" ценных бумаг

 

По общему правилу, чтобы цена реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, была принята для целей налогообложения, она не должна отклоняться от расчетной цены более чем на 20% (п. 6 ст. 280 НК РФ).

Порядок определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в целях 25 главы Налогового кодекса Российской Федерации утвержден приказом ФСФР России от 09.11.10 N 10-66/пз-н.

Согласно п. 2 Порядка расчетную цену можно определить следующими способами:

- исходя из цен, сложившихся на рынке ценных бумаг (п. 4 Порядка);

- самостоятельно по правилам п. 5-18 Порядка (в частности, п. 5 Порядка установлены правила определения расчетной цены облигаций, п. 6-12 - акций, п. 13-14 - векселей, п. 15-17 - депозитарных расписок, п. 18 - инвестиционных паев ПИФов);

- с привлечением оценщика (п. 19 Порядка).

Способы определения расчетной цены и условия их применения налогоплательщик должен отразить в учетной политике для целей налогообложения. Как разъяснил Минфин России, организация может применять все способы, перечисленные в п. 2 Порядка, если это предусмотрено в ее учетной политике (письма от 26.04.11 N 03-03-06/2/73, 26.04.11 N 03-03-06/2/69, 25.04.11 N 03-03-06/2/69).

 

Путевые листы

 

Для документального подтверждения расходов на приобретение топлива используются путевые листы (унифицированные формы утверждены постановлением Госкомстата России от 28.11.97 N 78). Они применяются юридическими лицами всех форм собственности, осуществляющими деятельность по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и являющимися отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом, т.е. в специализированных организациях.

В то же время приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 утверждены Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов. Этим документом, разработанным во исполнение требований п. 1 ст. 6 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 08.11.07 N 259-ФЗ), обязаны руководствоваться все юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые и грузовые автомобили, а также автобусы, троллейбусы и трамваи. Без оформления путевого листа перевозки пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми и грузовыми автомобилями запрещены.

Налогоплательщики задавались вопросом о том, по какой форме следует составлять путевые листы, чтобы расходы на топливо признавались в соответствии с требованиями ст. 252 НК РФ.

Минфин России в письме от 16.06.11 N 03-03-06/1/354 разъяснил, что утвержденные приказом Минтранса России от 18.09.08 N 152 обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов обязательны для применения организациями, осуществляющими перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе в целях применения ими главы 25 НК РФ. А организации, на которых положения приказа N 152 не распространяются, имеют право (но не обязаны) применять путевой лист в качестве одного из документов, подтверждающих расходы на приобретение ГСМ. При этом указанный порядок должен быть закреплен в учетной политике для целей налогообложения.

Однако налогоплательщик вправе подтверждать произведенные расходы и другими документами, оформленными в соответствии с российским законодательством (письмо Минфина России от 16.06.11 N 03-03-06/1/354).

далее к седьмой части статьи>>

Бухгалтерский учет, налоговый учет , аудит компаний
 
Особенности составления годовой бухгалтерской отчетности коммерческой организации (Часть 5)
26.06.2012 09:10

<<назад к четвертой части чтатьи


 

Особенности составления годовой бухгалтерской отчетности коммерческой организации (Часть 5)

...для целей налогообложения

 

Проанализируем основные новации законодательства, вступающие в силу с нового года и влияющие на учетную политику для целей налогообложения.

 


Трансфертные цены


Федеральный закон от 18.07.11 N 227-ФЗ дополнил часть I Налогового кодекса РФ новым разделом V.1 "Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании" (см. комментарий ниже).

В связи с принятием данного закона налогоплательщикам целесообразно:

- провести инвентаризацию сделок, которые могут быть признаны контролируемыми;

- избрать приемлемый метод определения рыночных цен на реализуемые организацией товары (работы, услуги);

- выбрать источники информации, которые могут быть использованы для определения уровня рыночных цен;

- определить интервал рыночных цен на реализуемые организацией товары (работы, услуги);

- сопоставить интервал рыночных цен, удовлетворяющий требованиям закона, с ценами, приемлемыми с точки зрения требований таможенных и (или) антимонопольных органов, а равно учитывающими требования отраслевого законодательства.

Особое внимание следует уделить изучению Закона N 227-ФЗ представительствам иностранных организаций в России в связи с внесением изменений в ст. 307 НК РФ. С 2012 г. если предпринимательская деятельность иностранной организации на территории Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом РФ или положениями международного договора по вопросам налогообложения приводит к возникновению на территории России постоянного представительства, то определение доходов такого постоянного представительства, подлежащих налогообложению в нашей стране, производится с учетом выполняемых в России функций, используемых активов и принимаемых экономических (коммерческих) рисков. Указанные обстоятельства принимаются во внимание при распределении доходов и расходов между иностранной организацией и ее постоянным представительством в Российской Федерации.

 

Расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки

 

На результаты разработок и исследований организация может оформить патент на изобретение, зарегистрировать промышленный образец или полезную модель.

Если в результате НИОКР налогоплательщик получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, то они признаются нематериальными активами. Налогоплательщик может выбрать порядок их списания в расходы: начислять амортизацию или учитывать в прочих расходах в течение двух лет (п. 9 ст. 262, п. 2 ст. 258 НК РФ).

Тот способ, который организация выберет, необходимо закрепить в учетной политике для целей налогообложения.

Налогоплательщики вправе формировать резерв предстоящих расходов на НИОКР в порядке, установленном новой ст. 267.2 НК РФ. Решение о создании такого резерва должно быть закреплено в учетной политике налогоплательщика (п. 2 ст. 267.2 НК РФ).

Резерв для реализации каждой утвержденной программы может создаваться на срок, в течение которого планируется проводить соответствующие НИОКР, но не более двух лет. Размер резерва не может превышать планируемые расходы (смету) на реализацию соответствующей программы. В п. 3 ст. 267.2 НК РФ приведена формула расчета предельного размера отчислений в резерв. Отчисления признаются прочими расходами на последнее число отчетного (налогового) периода (п. 4 ст. 267.2, подп. 39.3 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Согласно п. 5 ст. 267.2 НК РФ при создании резерва затраты на НИОКР налогоплательщик производит за счет такого резерва. Если созданного резерва оказалось недостаточно, сумма превышения фактических расходов над суммой резерва учитывается согласно ст. 262 НК РФ. Не использованную в течение установленного налогоплательщиком срока сумму резерва нужно включить во внереализационные доходы того (налогового) периода, в котором были произведены соответствующие отчисления (п. 5 ст. 267.2 НК РФ).

 

Резервы предстоящих расходов для НКО

 

Некоммерческие организации вправе формировать резерв предстоящих расходов, которые осуществляются в рамках предпринимательской деятельности и учитываются для целей налогообложения прибыли (новая ст. 267.3 НК РФ). Это нововведение не распространяется на НКО, созданные в форме государственной корпорации, государственной компании, объединения юридических лиц.

При создании резерва предстоящих расходов НКО закрепляет в учетной политике для целей налогообложения виды расходов, в отношении которых он формируется (п. 2 ст. 267.3 НК РФ). Такие затраты будут осуществляться за счет суммы созданного резерва. Размер резерва будет определять налогоплательщик на основе разработанных и утвержденных им смет расходов на срок не более трех календарных лет (п. 3 ст. 267.3 НК РФ), а отчисления в резерв (не более 20% суммы учитываемых доходов отчетного или налогового периода) будут включаться во внереализационные расходы (подп. 19.3 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Если созданного резерва оказалось недостаточно, сумма превышения фактических расходов над суммой резерва учитывается при определении базы по налогу на прибыль. Сумма резерва, оставшаяся на дату окончания сметы расходов, на последнее число этого налогового (отчетного) периода должна включаться во внереализационные доходы (п. 4 ст. 267.3 НК РФ).

далее к шестой части статьи>>

Бухгалтерский учет, налоговый учет , аудит компаний
 
« ПерваяПредыдущая12345678910СледующаяПоследняя »

Страница 10 из 30