<<назад к пятой части статьи
Раздельный учет и "правило пяти процентов"
Если налогоплательщик осуществляет как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции, он должен организовать их раздельный учет (п. 4 ст. 170 НК РФ). При этом предъявленные продавцами суммы налога по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, принимаются к вычету либо учитываются в стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав в той пропорции, в которой они используются для их производства и (или) реализации, отдельно по облагаемым и необлагаемым операциям в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
Указанная пропорция определялась в 2010 г. в расчете на налоговый период, т.е. по итогам квартала. Поэтому при приобретении амортизируемого имущества в первом или втором месяце квартала пропорция еще не могла быть рассчитана на момент оприходования имущества.
Законом N 245-ФЗ данная проблема урегулирована: в п. 4 ст. 170 НК РФ внесено дополнение, теперь при таком приобретении в первом или втором месяцах квартала налогоплательщик имеет право определять пропорцию при постановке на учет основных средств и нематериальных активов исходя из показателей отгрузки соответствующего месяца. В этой связи следует скорректировать соответствующие положения учетной политики, если в ней были установлены старые положения.
Также изменениями, внесенными в абзац 9 п. 4 ст. 170 НК РФ, установлено, что торговые организации вправе применять "правило пяти процентов", т.е. они могут не вести раздельный учет в случае, если доля не облагаемой НДС деятельности незначительна.
Напомним, что в предыдущей редакции рассматриваемой статьи говорилось о "расходах на производство".
Единого мнения контролирующих органов по данному вопросу для торговых компаний не было. Минфин России счел, что такие компании вправе использовать льготу (письма от 30.05.11 N 03-07-11/149, 22.04.11 N 03-07-11/106, 29.01.08 N 03-07-11/37). Однако ФНС России разъясняла, что это неправомерно (письмо от 22.03.11 N КЕ-4-3/4475). Арбитражные суды не выработали единого подхода, но многие суды поддерживали налогоплательщиков - торговые организации (постановления ФАС Северо-Западного округа от 13.12.10 N А56-29461/2010, 22.12.10 N А56-29465/2010, ФАС Волго-Вятского округа от 04.03.09 N А29-6207/2008).
Этот спорный вопрос законодатель решил в пользу налогоплательщиков. С 1 октября 2011 г. в абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ закреплено, что "правило пяти процентов" применяется и при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Расчетная цена "необращающихся" ценных бумаг
По общему правилу, чтобы цена реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, была принята для целей налогообложения, она не должна отклоняться от расчетной цены более чем на 20% (п. 6 ст. 280 НК РФ).
Порядок определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в целях 25 главы Налогового кодекса Российской Федерации утвержден приказом ФСФР России от 09.11.10 N 10-66/пз-н.
Согласно п. 2 Порядка расчетную цену можно определить следующими способами:
- исходя из цен, сложившихся на рынке ценных бумаг (п. 4 Порядка);
- самостоятельно по правилам п. 5-18 Порядка (в частности, п. 5 Порядка установлены правила определения расчетной цены облигаций, п. 6-12 - акций, п. 13-14 - векселей, п. 15-17 - депозитарных расписок, п. 18 - инвестиционных паев ПИФов);
- с привлечением оценщика (п. 19 Порядка).
Способы определения расчетной цены и условия их применения налогоплательщик должен отразить в учетной политике для целей налогообложения. Как разъяснил Минфин России, организация может применять все способы, перечисленные в п. 2 Порядка, если это предусмотрено в ее учетной политике (письма от 26.04.11 N 03-03-06/2/73, 26.04.11 N 03-03-06/2/69, 25.04.11 N 03-03-06/2/69).
Путевые листы
Для документального подтверждения расходов на приобретение топлива используются путевые листы (унифицированные формы утверждены постановлением Госкомстата России от 28.11.97 N 78). Они применяются юридическими лицами всех форм собственности, осуществляющими деятельность по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и являющимися отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом, т.е. в специализированных организациях.
В то же время приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 утверждены Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов. Этим документом, разработанным во исполнение требований п. 1 ст. 6 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 08.11.07 N 259-ФЗ), обязаны руководствоваться все юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые и грузовые автомобили, а также автобусы, троллейбусы и трамваи. Без оформления путевого листа перевозки пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми и грузовыми автомобилями запрещены.
Налогоплательщики задавались вопросом о том, по какой форме следует составлять путевые листы, чтобы расходы на топливо признавались в соответствии с требованиями ст. 252 НК РФ.
Минфин России в письме от 16.06.11 N 03-03-06/1/354 разъяснил, что утвержденные приказом Минтранса России от 18.09.08 N 152 обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов обязательны для применения организациями, осуществляющими перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе в целях применения ими главы 25 НК РФ. А организации, на которых положения приказа N 152 не распространяются, имеют право (но не обязаны) применять путевой лист в качестве одного из документов, подтверждающих расходы на приобретение ГСМ. При этом указанный порядок должен быть закреплен в учетной политике для целей налогообложения.
Однако налогоплательщик вправе подтверждать произведенные расходы и другими документами, оформленными в соответствии с российским законодательством (письмо Минфина России от 16.06.11 N 03-03-06/1/354).
далее к седьмой части статьи>>
Бухгалтерский учет, налоговый учет , аудит компаний
|