К категории безналичных расчетов с покупателями относят расчеты с использованием банковских платежных карт. Группа процессов, связанная с продажей товаров, работ, услуг, при оплате с помощью платежных пластиковых карт именуется эквайрингом.
Организации, для того чтобы принимать в оплату платежные (чаще всего пластиковые) карты нужно оформить с банком договор эквайринга, в содержании которого оговорен порядок обеспечения организации техническими средствами (например терминалы, импринтеры), авторизации пластиковых карт и проценты которые причисляются банк как плата за обслуживание.
Общий порядок расчетов следующий: покупатель передает пластиковую карту кассиру, кассир заводит карту в кассовый терминал, далее от кассового терминала по каналу передачи данных передается номер банковского счета покупателя-владельца банковской карты, происходит проверка достаточности суммы на текущем счете (авторизация карты) и, в конечном счете, при отсутствии сбоев и достаточности баланса на карте отдается поручение на списание денежных средств с банковской карты. Кассир возвращает карту владельцу.
Далее факт продажи должен быть подтвержден документально путем выписки товарного чека (слипа). Слипы «прокатываются» в специальном устройстве. Слип содержит следующие данные:
- имя держателя карты;
- номер банковской карты;
- дата совершения покупки;
- сумму, на которую были приобретены покупки;
- типа платежной системы (VISA, MasterCard или другие системы);
- адресные данные компании
- другую информацию.
Заполнение слипа производится в 3-х экземплярах (под копирку), первый экземпляр – для покупателя, второй – для инкассатора, 3 – в бухгалтерию компании вместе с кассовым отчетом. Кассир сверяет роспись покупателя в слипе с росписью на банковской карте.
Фиксация реализации товара или оказания услуги при оплате пластиковой карточкой происходит с использованием контрольно-кассовой техники. Именно из-за этого сумма наличных денежных средств, сдаваемых кассиром в конце рабочего дня, не совпадает с показаниями счетчика контрольно кассового аппарата на сумму выручки от продажи с использованием банковских пластиковых карточек.
В этой связи величина выручки, которая была получена с использованием платежных пластиковых карточек, должна быть отражена в графе 13 «сдано (оплачено) по документам» в журнале кассира-операциониста (по форме КМ-4). При заполнении кассовой книги на данную сумму не выписывается приходный кассовый ордер, так как организация в данном случае не получает наличные денежные средства и оправдательным документом будет являться банковская выписка.
Банк устанавливает сроки инкассации слипов в отдельном договоре с компанией. К вышеуказанному сроку должен быть составлен реестр слипов в двух экземплярах: один будет передан вместе со слипом инкассатору, другой – с полученной распиской инкассатора – будет оставлен в компании.
На основании сданных инкассатором реестров со слипами, банковской организацией будут зачислены денежные средства на счет компании предъявителя слипов.
Согласно нормам бухгалтерского учета выручка от осуществления продаж с использованием пластиковых банковских карточек принимается к учету в качестве дебиторской задолженности, из-за того, что непосредственно денежные средства в кассу компании не поступают.
Бухгалтерская проверка будет выглядеть так:
ДЕБЕТ СЧЕТА 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» КРЕДИТ СЧЕТА 90 «Продажи»
Единовременно на субсчет 90-2 «Себестоимость продаж» должна быть списана себестоимость реализации товара.
При передаче реестра слипов в банковскую организацию должна быть сделана проводка:
ДЕБЕТ СЧЕТА 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» КРЕДИТ СЧЕТА 47 «Переводы в пути»
При осуществлении зачисления денежных средств на расчет счет компании делается проводка:
ДЕБЕТ СЧЕТА 51 «Расчетный счет» КРЕДИТ СЧЕТА 57 «Переводы в пути»
На сумму комиссии банка
ДЕБЕТ СЧЕТА 91 «Прочие доходы и расходы» КРЕДИТ СЧЕТА 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
|