Декларация по налогу на прибыль (Часть 23) |
01.07.2012 18:45 |
<<назад к двадцать второй части статьи
Компания приобрела оптовую партию обуви. Общая стоимость партии и в бухгалтерском, и в налоговом учете без стоимости доставки составила 1 500 000 руб., в том числе: - мужская обувь: 558 000 руб. (200 пар по цене 2790 руб. за пару); - женская обувь: 450 000 руб. (200 пар по цене 2250 руб. за пару); - детская обувь: 492 000 руб. (200 пар по цене 2460 руб. за пару). Стоимость доставки обуви до склада торговой компании составила 100 000 руб. Согласно учетной политике компании для целей налогообложения расходы на доставку включаются в себестоимость купленных товаров. При этом транспортные расходы компания распределяет пропорционально стоимости приобретенных товаров. Сумма транспортных расходов, которая будет включена в себестоимость партии мужской обуви, составит: 558 000 : 1 500 000 х 100 000 = 37 200 руб. Следовательно, в себестоимость одной пары будет включено 186 руб. транспортных расходов (37 200 руб. : 200 пар). А раз так, себестоимость одной пары мужской обуви с учетом транспортных расходов составит 2976 руб. (2790 + 186). Сумма транспортных расходов, которая будет включена в себестоимость партии женской обуви, составит: 450 000 : 1 500 000 х 100 000 = 30 000 руб. Следовательно, в себестоимость одной пары будет включено 150 руб. транспортных расходов (30 000 руб. : 200 пар). То есть себестоимость одной пары женской обуви с учетом транспортных расходов составит 2400 руб. (2250 + 150). Сумма транспортных расходов, которая будет включена в себестоимость партии детской обуви, составит: 492 000 : 1 500 000 х 100 000 = 32 800 руб. Следовательно, в себестоимость одной пары будет включено 164 руб. транспортных расходов (32 800 руб. : 200 пар). А раз так, себестоимость одной пары детской обуви с учетом транспортных расходов составит 2624 руб. (2460 + 164). Себестоимость приобретенной обуви (включая расходы на ее доставку) будет признана в налоговом учете в составе прямых расходов по мере ее реализации.
Теперь рассмотрим второй вариант учета расходов на закупку (как отдельный вид расходов в составе издержек обращения). В этой ситуации расходы, связанные с доставкой приобретенных товаров до склада торговой компании, также будут являться прямыми. Отнести расходы по доставке к косвенным в данном случае не получится, поскольку это будет нарушением требований налогового законодательства. Обратите внимание: такой порядок учета расходов на доставку не зависит от того, является для организации торговля основным видом деятельности или нет. Дело в том, что статья 320 Налогового кодекса устанавливает особый порядок определения расходов по торговым операциям. Следовательно, даже в том случае, если компания осуществляет лишь отдельные торговые операции, их налоговый учет она должна вести в порядке, который предусмотрен статьей 320 Налогового кодекса. Если расходы на доставку компания в стоимость приобретенных товаров не включает, их придется распределять между проданными и не проданными товарами. Для этой ситуации в Налоговом кодексе предусмотрен специальный алгоритм*(696): - определяют сумму транспортных расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце; - суммируют стоимость товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость остатка непроданных товаров на конец месяца; - рассчитывают средний процент транспортных расходов как отношение суммы затрат на доставку к стоимости товаров;
- определяют сумму транспортных издержек, которая относится к остатку нереализованных товаров.
Пример По состоянию на 01.03.2011 по данным налогового учета у компании числится остаток нереализованных товаров на общую сумму 1 000 000 руб. В течение месяца было закуплено товаров на 3 000 000 руб., продано - на 2 500 000 руб. Доставку товаров до склада компании осуществляли поставщики (в товаросопроводительных документах расходы на доставку были выделены отдельной строкой). Согласно учетной политике для целей налогообложения компания не включает транспортные расходы в стоимость товаров, а относит на прямые издержки обращения. Расходы на доставку, приходящиеся на остаток не реализованных на начало месяца товаров, составили 50 000 руб., расходы на доставку товаров, приобретенных в течение месяца, - 100 000 руб. Сумму транспортных расходов, которая должна быть учтена в налоговом учете по итогам марта 2011 г., бухгалтерия компании рассчитала следующим образом. 1. Сумма остатка транспортных расходов на начало месяца и тех, которые имели место в отчетном месяце, составила: 50 000 + 100 000 = 150 000 руб. 2. Сумма стоимости товаров, реализованных в отчетном месяце, и остатка непроданных товаров на конец месяца: 2 500 000 + (1 000 000 + 3 000 000 - 2 500 000) = 4 000 000 руб. 3. Средний процент транспортных расходов равен: 150 000 руб. : 4 000 000 руб. х 100% = 3,75%. 4. Сумма транспортных расходов, которые относятся к не реализованным на конец месяца товарам, составит: (1 000 000 руб. + 3 000 000 руб. - 2 500 000 руб.) х 3,75% = 56 250 руб. Итак, сумма транспортных расходов, которую компания вправе включить в состав прямых расходов в налоговом учете за март 2011 г., составит: 50 000 + 100 000 - 56 250 = 93 750 руб.
Если компания реализует несколько видов товаров, то сумма транспортных расходов, которая относится к нереализованным товарам, определяется по общему остатку товаров. Распределять транспортные расходы по видам товаров Налоговый кодекс не требует*(697). На практике возможна такая ситуация: в течение нескольких лет фирма учитывала в налоговом учете расходы на доставку приобретаемых товаров отдельно - в составе издержек обращения, а с нового года решила учитывать транспортные расходы в стоимости товаров. При этом на начало нового года у компании "висит" остаток несписанных транспортных расходов по нереализованным товарам. Как быть в такой ситуации? Минфин России советует в подобном случае предусмотреть в налоговом учете обособленный порядок учета товаров, в стоимость которых включены транспортные расходы, и товаров, в стоимость которых данные расходы не включены*(698). Иными словами, списание остатка транспортных расходов в подобной ситуации будет производиться по мере реализации товаров, к которым этот остаток относится.
Пример В течение 2009-2010 гг. фирма учитывала в налоговом учете расходы на доставку приобретаемых товаров отдельно - в составе издержек обращения. А с 01.01.2011 решила учитывать транспортные расходы в стоимости товаров. Соответствующие изменения в установленном порядке были внесены в учетную политику. По состоянию на 01.01.2011 в налоговом учете числились: - остаток нереализованных товаров на сумму 1 000 000 руб.; - расходы на доставку этих товаров - 50 000 руб. Сумма расходов на доставку в данном случае должна быть "заморожена" и затем по мере реализации этих товаров постепенно списана. Предположим, что в январе фирма продала товаров из старых запасов на сумму 500 000 руб. По итогам января часть транспортных расходов, относящихся к этим товарам, будет рассчитана таким образом. 1. Сумма остатка транспортных расходов на начало месяца и транспортных расходов, которые имели место в отчетном месяце, составила: 50 000 + 0 = 50 000 руб. Обратите внимание: транспортные расходы, связанные с доставкой нового товара, то есть осуществленные после 01.01.2011, в данном случае не включаются в расчет. 2. Сумма стоимости товаров, реализованных в отчетном месяце, и остатка товаров на конец месяца: 500 000 + (1 000 000 - 500 000) = 1 000 000 руб. 3. Средний процент транспортных расходов равен: 50 000 руб. : 1 000 000 руб. х 100% = 5%. 4. Сумма транспортных расходов, которые относятся к не реализованным на конец месяца товарам, составит: (1 000 000 руб. - 500 000 руб.) х 5% = 25 000 руб. Итак, сумма "старых" транспортных расходов, которую фирма вправе включить в состав прямых расходов в налоговом учете за январь, составит: 50 000 - 25 000 = 25 000 руб. Если же в течение января 2011 г. фирма приобрела товары и расходы на их доставку составили, допустим, 100 000 руб., то в соответствии с новыми положениями учетной политики эти транспортные расходы (100 000 руб.) должны быть полностью учтены в себестоимости приобретенных товаров. Подведем итог. Расходы на доставку покупных товаров до склада компании в налоговом учете являются прямыми независимо от варианта их учета, предусмотренного учетной политикой. далее к двадцать четвертой части статьи>> Бухгалтерский учет, налоговый учет , аудит компаний |