Декларация по налогу на прибыль (Часть 24) |
01.07.2012 18:54 |
<<назад к двадцать третей части статьи
На практике фирма может нести затраты на транспортировку товаров между своими подразделениями. Например, в случае доставки товаров с одного склада компании на другой. Как правильно учесть такие расходы? Как было отмечено выше, к прямым расходам торговая компания может отнести только два вида расходов: - стоимость товаров, реализованных в соответствующем периоде; - суммы расходов на доставку покупных товаров до своего склада (если эти расходы не включены в цену приобретения товаров). Все остальные расходы, которые торговая компания понесла в текущем месяце (за исключением внереализационных, перечисленных в ст. 265 НК РФ), признаются косвенными. То есть уменьшают расходы текущего месяца. Это в полной мере относится и к транспортным затратам, понесенным организацией после того, как приобретенные товары были доставлены от поставщика (например, при перемещении товаров с одного склада фирмы на другой, со склада в розничный магазин и т.п.). Аналогичное мнение выразил и Минфин России*(699).
...при доставке товаров покупателю
Эта ситуация аналогична предыдущей. Поскольку перечень прямых расходов торговой компании строго ограничен, затраты, связанные с доставкой товаров покупателю, следует учитывать как косвенные. То есть признавать в налоговом учете в месяце их осуществления. Практика аудиторских проверок показывает, что у бухгалтеров часто возникает вопрос: должна ли организация относить к прямым расходам при расчете налога на прибыль затраты на доставку товаров, которые она отгружает покупателям непосредственно со склада изготовителя (то есть транзитом, минуя собственный склад)? По нашему мнению, нет. Дело в том, что к прямым расходам относятся суммы расходов на доставку покупных товаров до склада компании, если эти расходы не включены в цену их приобретения*(700). Так как при транзитной торговле компания отгружает товары покупателю, минуя собственный склад, указанные условия не выполняются. Следовательно, транспортные издержки, связанные с отгрузкой товаров непосредственно со склада изготовителя, необходимо рассматривать как расходы, связанные не с приобретением, а с продажей товаров. А такие затраты являются косвенными.
Учет рекламных расходов
В целях налогообложения прибыли признаются экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы. Это требование установлено в отношении любых затрат. Что касается рассматриваемых расходов, то для них предусмотрено еще одно условие: их можно учесть не в полном объеме, а в определенных пределах (за исключением некоторых рекламных затрат). Как выполнить все эти требования и без опаски уменьшить базу по налогу на прибыль на рекламные и представительские расходы? Рекламные затраты включены в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией*(701). Затраты на рекламу подразделяются на две категории: ненормируемые и нормируемые. К первой группе относят расходы: - на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передачи по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети; - световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов; - участие в выставках, ярмарках, экспозициях, оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов; - изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания или о самой организации. Кроме того, по мнению Минфина России к данной категории затрат могут быть отнесены расходы на создание листовок, буклетов, лифлетов и флаерсов*(702); - уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании. Затраты на прочие виды рекламы учитывают при исчислении налога на прибыль только в пределах норматива, который составляет 1 процент выручки от реализации*(703). Несмотря на четкое разделение нормируемых и ненормируемых рекламных расходов в законодательстве, на практике разница между ними не всегда очевидна. Поэтому рассмотрим несколько распространенных ситуаций, которые могут иметь неоднозначные трактовки.
Учет представительских расходов
Налоговым законодательством установлен четкий перечень расходов, классифицируемых как представительские*(704). Данный перечень, в частности, включает расходы: - на проведение официального приема или обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах, в целях установления или поддержания взаимного сотрудничества, а также лиц, прибывших на заседание совета директоров (правления) или иного руководящего органа; - транспортное обеспечение доставки указанных лиц к месту проведения мероприятия и обратно; - буфетное обслуживание во время переговоров; - оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий. При этом не относятся к представительским затраты на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний. Все представительские расходы нормируются. Сумма принимаемых расходов не может превышать норматив, равный 4 процентам от расходов на оплату труда. Однако прежде чем рассчитывать норматив, необходимо принять решение, можно ли классифицировать конкретный вид расхода как представительский. На практике организации сталкиваются со многими разновидностями затрат, которые потенциально могут быть включены в состав представительских расходов. Например, затраты на визовую поддержку и проживание деловых партнеров, прибывших на официальную встречу. Сможет ли компания признать данные расходы? Официальная позиция контролирующих ведомств такова. Расходы на оформление виз деловым партнерам и представителям руководящего органа, а также оплата их проживания в период проведения официальных мероприятий не относятся к представительским расходам*(705). Их аргумент: данный вид затрат не указан в перечне представительских расходов, приведенном в статье 264 Налогового кодекса. Тем не менее арбитражные суды подходят к данному вопросу менее формально. Многим компаниям удается доказать, что расходы на проживание прибывших на мероприятие партнеров или владельцев (руководителей) компании могут включаться в представительские расходы*(706). Кроме того, некоторые суды признают, что, даже если расходы на проживание нельзя отнести к представительским затратам, их можно учесть в составе прочих расходов. Основание - подпункт 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса*(707). Итак, учитывая положительную судебную практику, полагаем, что в общем случае организация может включать данный вид затрат в состав представительских расходов. Налоговое законодательство не содержит четких требований относительно особенностей документального оформления каждой из статей расходов. Поэтому организации могут самостоятельно выработать подход к документальному подтверждению представительских расходов. За основу можно взять рекомендации Минфина России и ФНС России. Их позиция такова: для документального подтверждения представительских расходов необходима, в частности, смета представительских расходов*(708). По нашему мнению, наличие этого документа, с одной стороны, позволит минимизировать риски предъявления претензий проверяющими. Однако, с другой стороны, на практике величина фактических затрат далеко не всегда совпадает с суммами расходов, указанных в сметах. Значит, практический смысл составления сметы для документального подтверждения представительских расходов не столь очевиден. На наш взгляд, более важным является наличие документов, позволяющих подтвердить деловую цель произведенных расходов. Такими документами, к примеру, могут являться чеки, акты, счета, инвойсы. Отметим, что арбитражные суды нередко идут навстречу компаниям, утверждая следующее. В законодательстве четко не прописан перечень документов, которыми надлежит доказывать в целях исчисления налога на прибыль представительские расходы. Здесь можно использовать любые документы, позволяющие подтвердить деловой характер понесенных расходов*(709). далее к двадцать пятой части статьи>> Бухгалтерский учет, налоговый учет , аудит компаний |