Рекомендованный браузер для правильной загрузки сайта - Google Chrome

Обособленные подразделения организации. Создание, регистрация, сообщение о создании, учет, отчетность, проверки контролирующих инстанций.

от 11 Апрель 2012.

Сокращения
ВАС – Высший Арбитражный Суд
ГК – Гражданский Кодекс Российской Федерации
НК – Налоговый Кодекс Российской Федерации
П. – пункт
П.п. – подпункт
ПФ – Пенсионный Фонд Российской Федерации
РФ – Российская Федерация
Ст. – статья
ФЗ – Федеральный Закон
ФСС – Фонд Социального Страхования Российской Федерации Введение
В статье соединены нормы гражданского, налогового, о бухгалтерском учете, о социальных взносах законодательства с целью консолидации и приведения к единообразию информации о функционировании обособленных подразделений, в соответствии с указанными отраслями и подотраслями права. Статья

1. Понятие обособленного подразделения

В ГК РФ, ст. 55, не раскрывается понятие «обособленное подразделение», оно используется как объединяющая характеристика для терминов «филиал» и «представительство», то есть обособленным подразделением является только то подразделение организации, о наличии которого указано в учредительных документах и которое зарегистрировано в установленном порядке.
В НК РФ, п. 2ст. 11, раскрывается понятие «обособленного подразделения» и им является любое подразделение организации, при выполнении ряда дополнительных условий и при этом не имеет значения наличие информации об обособленном подразделении в учредительных документах. К ряду дополнительных условий относятся территориальная обособленность и наличие стационарного рабочего места – места, созданного на срок более одного месяца.
В законодательстве о Пенсионном Фонде Российской Федерации, ФЗ от 15.12.2011 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» отсутствует понятие «обособленное подразделение», все плательщики взносов именуются «страхователями».
В законодательстве о Социальном Страховании в Российской Федерации, ФЗ от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» отсутствует понятие «обособленное подразделение», все плательщики взносов именуются «страхователями».
В законодательстве об исчислении социальных взносов, ФЗ от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд Социального Страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования» п. 4 ст. 2, раскрывается понятие «обособленного подразделения» и им является любое подразделение организации, при выполнении ряда дополнительных условий и при этом не имеет значения наличие информации об обособленном подразделении в учредительных документах. К ряду дополнительных условий относятся территориальная обособленность и наличие стационарного рабочего места – места, созданного на срок более одного месяца.
Следовательно, существует коллизия в законодательстве о социальных фондах Российской Федерации, заключающееся в том, что обособленного подразделения организации как участника обязательного страхования нет, а как плательщика взносов - есть.
Обособленное подразделение может быть создано в двух видах:
1. Путем вынесения решения участниками организации и внесения изменений в учредительные документы – филиал или представительство по ст. 55 ГК РФ.
2. По факту создания территориально обособленного места выполнения функций деятельности организации без внесения изменений в учредительные документы, где к тому же есть стационарное рабочее место - обособленное подразделение по НК РФ, законодательству о взносах по ФЗ от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ.

2. Создание обособленного подразделения

Создание обособленного первого вида осуществляется путем фактических действий и государственной регистрации, второго вида – путем фактических действий без государственной регистрации. Представительства и филиалы указываются в учредительных документах создавшего их юридического лица, которые предоставляются в регистрирующий орган, и действуют на основании утвержденных для них Положений.

3. Регистрация, сообщение о создании обособленного подразделения

При регистрации (например регистрация ИП) обособленного подразделения первого вида осуществляется его автоматическая регистрация в налоговых и социальных органах. Однако и сама организация обязана уведомить об этом факте в ФСС РФ по п.п. 2, п.1, ст. 2.3 №255-ФЗ, cт. 6 № 125-ФЗ. А ПФ РФ и ФНС РФ организация уведомлять не должна, т.к. об этом нет обязательств по ст. 11 № 167-ФЗ в отношении ПФ и прямо указано об отсутствии обязательство уведомления о филиалах и представительствах в п.п.3, п. 2, ст. 23 НК РФ в отношении ФНС.
Отсутствие обязательства регистрации обособленного подразделения второго вида не освобождает организации от исполнения обязательств как налогоплательщика и плательщика взносов. Для контроля над данного вида плательщиками в законодательстве предусмотрено обязательное сообщение в соответствующие инстанций о действующем обособленном подразделении. Сообщение необходимо осуществить в ФНС РФ по ст. 23 НК РФ об обособленных подразделениях второго вида. Сообщение необходимо осуществить в социальные фонды по п.п.2, п. 3, ст. 28 №212-ФЗ об обоих видах обособленных подразделений.
Следовательно, организации дублируют регистрацию обособленного подразделения первого вида в ФСС РФ и дублируют сообщение о наличие обособленного подразделения первого вида во всех социальных фондах – ПФ, ФСС - в то время как в них уже осуществлена регистрация этих обособленных подразделений.
По моему мнению, вся совокупность законодательства по всем, как вышерассмотренным, так и далее рассматриваемым вопросам громоздка и имеет излишнее количество отсылочных норм, что затрудняет его понимание и использование, в частности в отношении статуса, объемов прав и обязательств обособленного подразделения, созданного в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, зарегистрированного в установленном порядке и созданного по факту, не зарегистрированного. Для нивелирования громоздкости можно было бы использовать в отношении обособленных подразделений второго вида термин «структурное подразделение».

4. Учет, отчетность, проверки контролирующих инстанций обособленного подразделения

Анализируя действующее законодательство, делается вывод о том, что большинство обязательств по учету, отчетности, проверкам по обособленному подразделению у организации возникают тогда, когда это обособленное подразделение созданы по первому виду (филиалы и представительства по ст. 55 ГК РФ). При этом первый вид обособленного подразделения вычленяется путем добавления условий о наличие у обособленного подразделения отдельного баланса и банковского счета. А банковский счет не открыть для обособленного подразделения без его регистрации по ст. 55 ГК РФ на основании требований в п. 4.3, ст. 4 Инструкции ЦБ РФ от 14.09.2006 № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)».
Вот так витиевато законодатели градируют массу прав и обязательств организации в зависимости от вида её подразделения, хотя можно было бы, как сказано выше, это осуществить путем применения нового термина «структурное подразделение».
Так же, обособленное подразделение обоих видов не является самостоятельным юридическим лицом и по фактам его деятельности не составляется отдельный бухгалтерский баланс, отдельная бухгалтерская отчетность в целом, в соответствии с п.33 Приказа МФ РФ от 29.07.1998 г. № 34н «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации ». По-этому, ссылка в действующем законодательстве, как, например, п.п. 2, п.1, ст. 2.3 №255-ФЗ, ст. 384 НК РФ, и т.д., на отдельный баланс организации так же не имеет юридической силы, так как для обособленного подразделения может составляться только управленческий баланс, к тому же он может составляться для обособленного подразделения любого вида, а так же может не составляться для обособленного подразделения любого вида, по решению организации.
Бухгалтерский учет может быть организован организацией с разделением операций по местам их осуществления, то есть по подразделениям любого вида, в соответствии с принятой ею методологией. При принятии решения об отдельном ведении бухгалтерского учета по фактам деятельности обособленного подразделения первого вида будет применяться счет 79 «Внутрихозяйственные расходы». При принятии решения о неведении учета отдельно по обособленному подразделению первого вида и всегда при ведении учета по подразделению второго вида счет 79 Внутрихозяйственные расходы» не применяется. Бухгалтерская отчетность по фактам деятельности обособленных подразделений не составляется. Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 29.07.1998 г. № 34н «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации ».
Учет, отчетность и проверка контролирующих инстанций по социальным взносам ведется, составляется и осуществляется по обособленным подразделениям первого вида. По обособленным подразделениям второго вида – нет. Федеральный Закон от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд Социального Страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования и Территориальные Фонды Обязательного Медицинского Страхования».
Учет, отчетность и проверки контролирующих инстанций по налогам и сборам ведется, составляется и осуществляется различно, в зависимости от вида налога. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая. От 31.07.1998 №146-ФЗ, Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть вторая. От 05.08.2000 №117-ФЗ.

5.Ответственность обособленного подразделения

Ответственность по сделкам, совершенным обособленным подразделением первого вида несет организация в целом. Обособленное подразделение второго вида не может совершать самостоятельные сделки.
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 14.05.1998 г. № 34 «О рассмотрении исков, вытекающих из деятельности обособленных подразделений юридических лиц».

6. Налоги, сборы, взносы по обособленному подразделению и по организации в целом

Организация в целом начисляет и оплачивает все Федеральные налоги и за себя в целом и за обособленное подразделение, в частности целого, а именно, ст. 13 НК РФ:

  1. налог на добавленную стоимость;
  2. акцизы;
  3. налог на доходы физических лиц;
  4. налог на прибыль организаций, в части, зачисляемой в Федеральный Бюджет;
  5. налог на добычу полезных ископаемых;
  6. водный налог;
  7. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  8. государственная пошлина.

Организация за себя и за обособленное подразделение или оно само (если оно создано по ст. 55 ГК РФ), в отдельности, начисляет и оплачивает региональные налоги, а именно ст. 14 НК РФ:

  1. Налог на прибыль – Федеральный налог - в части, зачисляемой в Региональный бюджет
  2. Налог на имущество;
  3. Налог на игорный бизнес, отчетность сдается по месту регистрации объекта налогообложения;
  4. Транспортный налог.

Организация за себя и за обособленное подразделение или оно само (если оно создано по ст. 55 ГК РФ), в отдельности, начисляет и оплачивает местные налоги, а именно ст. 15 НК РФ:

  1. Земельный налог

Организации за себя и за свое обособленное подразделение, созданное по факту территориальной обособленности и наличия рабочего места начисляет и оплачивает налог по специальному налоговому режиму, а именно:
- УСН
Организации имеющие филиалы и представительства, то есть обособленные подразделения, созданные по ст. 55 ГК РФ не могут применять УСН п.п.1, п.3, ст. 346.12 НК РФ
Организация отдельно за себя и отдельно за обособленное подразделение любого вида начисляет и оплачивает налог по специальному налоговому режиму, а именно:
- ЕНВД
Организация за себя и обособленные подразделения любого вида, в целом, начисляет и оплачивает налог по специальному налоговому режиму, а именно:
- ЕСХН
Организация за себя и обособленные подразделения любого вида, в целом, начисляет и оплачивает налог по специальному налоговому режиму, а именно:
- Соглашение о разделе продукции
Организация отдельно за себя и за обособленно подразделение созданное по факту территориальной обособленности и наличия рабочего места, и за обособленное подразделение созданное по ст. 55 ГК РФ отдельно начисляет и оплачивает социальные взносы, а именно:
- в ФСС, по НС и по БИМ
- в ПФ
- в ФОМС
Все виды обязательств организации по всем налогам, социальным взносам, по их учету, по способу их платы представлены в Таблице № 1
Таблица № 1
Обязательства организации и её обособленных подразделений


Наименование показателя Головная организация, в целом за всю организацию Обособлено подразделение по ст. 55 НК РФ Обособленное подразделение по факту территориаль-ной обособленности, наличия рабочего места
1 Регистрация в органе исполнительной власти РФ Да Да Нет
2 Отдельное юридическое лицо (статус) Да Нет Нет
3 Отдельный банковский счет Да Да, может быть, может не быть Нет
4 Отдельное официальное наименование Да Да, может быть, может не быть Нет
5 Отдельный бухгалтерский баланс Да Нет Нет
6 Отдельная печать Да Да, может быть, может не быть Да, может быть, может не быть
7 Отдельная печать с отдельным официальным наименованием Да Да, может быть, может не быть Нет
8 Бухгалтерский учет Да Нет Нет
9 Бухгалтерская отчетность Да Нет Нет
10 Учетная политика в целях бухгалтерского учета Да Нет Нет
11 Регистрация в социальных фондах – ПФ, ФСС Да Да
(В ФСС 2 раза)
Нет
12 Подача сообщений об обособленных подразделениях в фонды
№ 212-ФЗ
Да Да Да
13 Учет по взносам Да Да Нет
14 Отчетность по взносам Да Да Нет
15 Камеральная проверка по взносам № 212-ФЗ Да Да Нет
16 Выездная проверка по взносам № 212-ФЗ Да Да Нет
17 Регистрация в ФНС Да Да Нет
18 Подача сообщений об обособленном подразделении в ФНС
ст. 23 НК РФ
Да Нет Да
19 Налоговый учет Да Нет Нет
20 Налоговая отчетность Да Да
Налог на прибыль, ЕНВД, Налог на имущество,
Транспортный налог,
Земельный налог, 2-НДФЛ
Да
Налог на имущество только по объектам недвижимости,
Налог на прибыль, ЕНВД, Транспортный налог, Земельный налог,
2-НДФЛ
21 Наличие данных (документов) для проведения налоговых проверок Да Да     Да
22 Налоговая проверка камеральная Да Да
Налог на имущество, налог на прибыль, транспортный налог, земельный налог, ЕНВД, по 2-НДФЛ
Да
Налог на имущество по объектам недвижимости,
Налог на прибыль, транспортный налог, земельный налог, ЕНВД, 2-НДФЛ
23 Налоговая проверка выездная Да Да
По:
- Налогу на имущество
- Транспортному налогу
- Земельному налогу
Нет
24 Проверяющий орган по месту нахождения соответствующего вида Да Да Да
25 УСН не применяется организациями, имеющими филиалы и представительства
п.п. 1, п. 3, ст. 346.12 НК РФ
26 УСН учет Да Не может быть Нет
27 УСН отчетность Да Не может быть Нет
28 УСН оплата Да Не может быть Нет
29 ЕСХН учет Да Нет Нет
30 ЕСХН отчетность Да Нет Нет
31 ЕСХН оплата Да Нет Нет
32 СРП
Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции, учет
Да Нет Нет
33 СРП отчетность Да Нет Нет
34 СРП оплата Да Нет Нет
35 ЕНВД учет Нет Нет Нет
36 ЕНВД отчетность Да Да Да
37 ЕНВД оплата Да Да Нет
38 НДФЛ исчислять
п. 7 ст 226 нк рф
Да Да, может быть может не быть Да, может быть может не быть
39 НДФЛ оплачивать Да Да,
может быть, может не быть
Нет
40 НДФЛ отчетность 2-НДФЛ Да Да Да
41 Налог на имущество учет Да Нет Нет
42 Налог на имущество отчетность Да Да Да, но только по объектам недвижимости
43 Налог на имущество оплачивать Да Да, может быть, может не быть Нет

Обособленное подразделение оплачивает налоги и взносы, предоставляет отчетность в ФНС и социальные фонды в качестве представителя организации, а не отдельного юридического лица. Головная организация по вышеуказанным обязательствам может сама перечислять платежи и предоставлять отчетность за свое обособленное подразделение.
Обособленное подразделение, созданное по факту территориальной обособленности и наличия рабочего места проверяется в рамках проверки организации в целом.

Заключение

Законодательство Российской Федерации, регламентирующее деятельность обособленных подразделений организации, громоздко и коллизионно. Несмотря на это, в целом, закреплены обоснованные требования к организациям, имеющим обособленное подразделение, в части осуществления учетов, налогообложения, отчетностей и способов контроля. Однако, использование единой во всех отраслях и подотраслях права терминологии, квалифицирующей обособленные подразделения по их видам, сделало бы законодательство более качественным.

Автор статьи - Минина Наталия Викторовна.


+1
Powered by Scontent
Смотрите также

    Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /home/fincha/public_html/modules/mod_related_items/helper.php on line 185