Рекомендованный браузер для правильной загрузки сайта - Google Chrome

Экономический анализ

от 01 Апрель 2012.

economic analyseЭкономический анализ - это самостоятельная развивающаяся наука, направленная на определение экономических причинно-следственных связей в хозяйственной деятельности той или иной организации с целью повышения эффективности и рентабельности данной деятельности.
Основой экономического анализа является разделение общей экономической науки на отдельные самостоятельные сферы изучения. При этом экономический анализ тесно взаимосвязан:

  • с изучением экономических процессов в теории, их взаимодействия между собой на практике;
  • с сопоставлением реальных бизнес-планов с экономическими законами,
  • с выявлением положительных и отрицательных факторов, оказывающих воздействие на ведение экономической деятельности в совокупности друг с другом,
  • с определением основных факторов, влияющих на организацию хозяйственной деятельности, тенденций в дальнейшем экономическом развитии с использованием всей сырьевой базы,
  • с суммированием всей получаемой информации, с обобщением современного опыта в экономической сфере.

Таким образом, экономический анализ - это ничто иное, как целая система экономических знаний, методик, направлений научной деятельности, нацеленных на прогнозирование и последующую корректировку финансово-хозяйственной деятельности организации.
Экономический анализ является общемировым «инструментом» в области оценки рентабельности любого производственного объекта.
Что является основной целью, предметом и объектом экономического анализа как науки?
Итак, цель экономического анализа – установление положительных и отрицательных факторов, оказывающих воздействие на ход производственной деятельности организации, и, как следствие, повышение эффективности данной деятельности. Такая работа проводится на основе аппаратов многих смежных с экономическим анализом дисциплин: экономическая теория, математика, статистика, аудит, финансовый менеджмент.
Предмет экономического анализа: производственная (хозяйственная) и финансовая деятельность организаций, имущественная составляющая, промежуточные итоги их работы за отчетные периоды (месяц, квартал, год), планы, отчетная документация, использованные и неиспользованные резервы и т.д.
Объект экономического анализа: финансовое положение организации, ее структурных, объединений, подразделений (отдел, цех) и эффективность их деятельности, которая отражается в системе показателей плана, учета и отчетности.
Существует довольно широкая классификация типов экономического анализа, представленная ниже.


Характеристика
Типы анализа
Содержание анализа -управленческий (носит внутренний характер, проводится внутренними службами организации-объекта)
-финансовый (проводится сторонними организациями – банками, налоговыми органами, аудиторами)
Задачи анализа -функционально-стоимостной (ФСА) (цель-оптимизация затрат на проектирование, освоение производственного процесса и т.д.)
-социально – экономический (взаимосвязь между социальными и экономическими факторами)
-маркетинговый (цель-изучение рынка сырья и продаваемой продукции для оптимизации затрат и повышения уровня сбыта товара)
-инвестиционный (поиск эффективных направлений для инвестиций)
Аспект анализа -финансово-экономический
-технико-экономический
Субъект анализа -внутренний (собственники финансовой части организации, руководство)
-внешний (аудиторские компании, консультанты)
Время проведения анализа -предварительный (проводится при разработке бизнес-плана)
-текущий (повседневный, в ходе деятельности)
-ретроспективный (итоговый анализ за истекший период)
-перспективный (для определения будущих достижений)
Регулярность анализа -периодический
-разовый
Период принятия управленческого решения -стратегический
-тактический
Полнота проведения анализа -частичный (например, внутри отдельного структурного подразделения)
-комплексный анализ (все стороны хозяйственной деятельности)
Методика сравнения получаемых данных -сравнительная характеристика полученных данных и бизнес-плана
-сравнение с аналогичными предприятиями данной производственной сферы (в регионе, стране, мире)
-сравнение показателей по сходному периоду по годам, по этапам производственного цикла (например, на производящих линиях)
Пространственный показатель -внутрихозяйственный (внутренний)
-межхозяйственный (сравнительный)
Методика исследования -качественный (используются качественные сравнительные оценки)
-диагностический (используются отдельные признаки, свойственные для тех или иных экономических явлений)
-факторный (в основе количественные сопоставления факторов, влияющих на деятельность организации)
-маржинальный (изучаются пути достижения оптимальной прибыли)
Цель анализа -поиск резервов повышения объемов производства
-повышение качества конечной продукции
-повышение компетентности работающего персонала, поиск способов увеличения производительности труда (общей, на 1 рабочую единицу)
-снижение издержек производства и экономии затрат на коммунальные услуги, капитальные, плановые и внеплановые ремонтные работы, модернизацию и реконструкцию производства и т.д.
Уровень технического оснащения аналитической работы -автоматизированный
-механизированный
-ручной

Основными задачами экономического анализа являются следующие:

  • разработка усовершенствованных с точки зрения нормативной и теоретической базы бизнес-планов по показателям: производительность, качество, трудоемкость процесса, общая эффективность.
  • в ходе ретроспективного экономического анализа: совершенствование нормативной базы для разработки бизнес-планов по любому направлению деятельности предприятия.
  • определение степени эффективности использования ресурсов всех типов: трудовых, материальных (например, сырьевых), финансовых. Данная работа проводится строго в соответствии с экологическими и природоохранными требованиями и требованиями иных государственных правовых актов.
  • расчет влияния каждого из факторов на конечные финансовые результаты за истекший период работы организации.
  • правильное распределение всех внутренних резервов для обеспечения эффективной бесперебойной работы предприятия.
  • мониторинг эффективности работы управленческого аппарата предприятия.

Этапы типового экономического анализа (а также этапы финансового анализа) на практике выглядят следующим образом:

    • постановка задач, определение цели аналитической работы,
    • определение одного или нескольких объектов для предстоящего анализа,
    • составление плана работ с указанием методологической составляющей анализа, форм для сбора и сведения воедино всей информации,
    • реализация намеченных действий в соответствии с планом, сбор необходимой информации, ее анализ,
    • подведение итогов, формулирование выводов, ответов на поставленные задачи, презентация результатов анализа для заинтересованной стороны (заказчика).

Отметим, что в экономической науке существует несколько методик проведения экономического анализа. Ниже приведена краткая классификация некоторых их них:

  • Традиционные методы анализа
    • Балансовый метод (баланс времени работы производственной линии, трудовых ресурсов, производственной мощности и т.д.)
    • Сравнение (со средними показателями по отрасли)
    • Графический способ
  • Детерминированный факторный анализ (количественные изменения каждого отдельного фактора)
    • Индексный метод
    • Интегральный метод
    • Метод цепных подстановок
  • Стохастический анализ
    • Компонентный анализ
    • Дисперсионный анализ
    • Многомерный

Более полную информацию по этим и другим типам методов аналитической работы в области экономики хозяйственной деятельности с подробным описанием, примерами можно найти в специализированной литературе.


-1
Powered by Scontent
Смотрите также

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить