Экономический анализ
Экономический анализ - это самостоятельная развивающаяся наука, направленная на определение экономических причинно-следственных связей в хозяйственной деятельности той или иной организации с целью повышения эффективности и рентабельности данной деятельности.
Основой экономического анализа является разделение общей экономической науки на отдельные самостоятельные сферы изучения. При этом экономический анализ тесно взаимосвязан:
- с изучением экономических процессов в теории, их взаимодействия между собой на практике;
- с сопоставлением реальных бизнес-планов с экономическими законами,
- с выявлением положительных и отрицательных факторов, оказывающих воздействие на ведение экономической деятельности в совокупности друг с другом,
- с определением основных факторов, влияющих на организацию хозяйственной деятельности, тенденций в дальнейшем экономическом развитии с использованием всей сырьевой базы,
- с суммированием всей получаемой информации, с обобщением современного опыта в экономической сфере.
Таким образом, экономический анализ - это ничто иное, как целая система экономических знаний, методик, направлений научной деятельности, нацеленных на прогнозирование и последующую корректировку финансово-хозяйственной деятельности организации.
Экономический анализ является общемировым «инструментом» в области оценки рентабельности любого производственного объекта.
Что является основной целью, предметом и объектом экономического анализа как науки?
Итак, цель экономического анализа – установление положительных и отрицательных факторов, оказывающих воздействие на ход производственной деятельности организации, и, как следствие, повышение эффективности данной деятельности. Такая работа проводится на основе аппаратов многих смежных с экономическим анализом дисциплин: экономическая теория, математика, статистика, аудит, финансовый менеджмент.
Предмет экономического анализа: производственная (хозяйственная) и финансовая деятельность организаций, имущественная составляющая, промежуточные итоги их работы за отчетные периоды (месяц, квартал, год), планы, отчетная документация, использованные и неиспользованные резервы и т.д.
Объект экономического анализа: финансовое положение организации, ее структурных, объединений, подразделений (отдел, цех) и эффективность их деятельности, которая отражается в системе показателей плана, учета и отчетности.
Существует довольно широкая классификация типов экономического анализа, представленная ниже.
Характеристика |
Типы анализа |
Содержание анализа | -управленческий (носит внутренний характер, проводится внутренними службами организации-объекта) -финансовый (проводится сторонними организациями – банками, налоговыми органами, аудиторами) |
Задачи анализа | -функционально-стоимостной (ФСА) (цель-оптимизация затрат на проектирование, освоение производственного процесса и т.д.) -социально – экономический (взаимосвязь между социальными и экономическими факторами) -маркетинговый (цель-изучение рынка сырья и продаваемой продукции для оптимизации затрат и повышения уровня сбыта товара) -инвестиционный (поиск эффективных направлений для инвестиций) |
Аспект анализа | -финансово-экономический -технико-экономический |
Субъект анализа | -внутренний (собственники финансовой части организации, руководство) -внешний (аудиторские компании, консультанты) |
Время проведения анализа | -предварительный (проводится при разработке бизнес-плана) -текущий (повседневный, в ходе деятельности) -ретроспективный (итоговый анализ за истекший период) -перспективный (для определения будущих достижений) |
Регулярность анализа | -периодический -разовый |
Период принятия управленческого решения | -стратегический -тактический |
Полнота проведения анализа | -частичный (например, внутри отдельного структурного подразделения) -комплексный анализ (все стороны хозяйственной деятельности) |
Методика сравнения получаемых данных | -сравнительная характеристика полученных данных и бизнес-плана -сравнение с аналогичными предприятиями данной производственной сферы (в регионе, стране, мире) -сравнение показателей по сходному периоду по годам, по этапам производственного цикла (например, на производящих линиях) |
Пространственный показатель | -внутрихозяйственный (внутренний) -межхозяйственный (сравнительный) |
Методика исследования | -качественный (используются качественные сравнительные оценки) -диагностический (используются отдельные признаки, свойственные для тех или иных экономических явлений) -факторный (в основе количественные сопоставления факторов, влияющих на деятельность организации) -маржинальный (изучаются пути достижения оптимальной прибыли) |
Цель анализа | -поиск резервов повышения объемов производства -повышение качества конечной продукции -повышение компетентности работающего персонала, поиск способов увеличения производительности труда (общей, на 1 рабочую единицу) -снижение издержек производства и экономии затрат на коммунальные услуги, капитальные, плановые и внеплановые ремонтные работы, модернизацию и реконструкцию производства и т.д. |
Уровень технического оснащения аналитической работы | -автоматизированный -механизированный -ручной |
Основными задачами экономического анализа являются следующие:
- разработка усовершенствованных с точки зрения нормативной и теоретической базы бизнес-планов по показателям: производительность, качество, трудоемкость процесса, общая эффективность.
- в ходе ретроспективного экономического анализа: совершенствование нормативной базы для разработки бизнес-планов по любому направлению деятельности предприятия.
- определение степени эффективности использования ресурсов всех типов: трудовых, материальных (например, сырьевых), финансовых. Данная работа проводится строго в соответствии с экологическими и природоохранными требованиями и требованиями иных государственных правовых актов.
- расчет влияния каждого из факторов на конечные финансовые результаты за истекший период работы организации.
- правильное распределение всех внутренних резервов для обеспечения эффективной бесперебойной работы предприятия.
- мониторинг эффективности работы управленческого аппарата предприятия.
Этапы типового экономического анализа (а также этапы финансового анализа) на практике выглядят следующим образом:
- постановка задач, определение цели аналитической работы,
- определение одного или нескольких объектов для предстоящего анализа,
- составление плана работ с указанием методологической составляющей анализа, форм для сбора и сведения воедино всей информации,
- реализация намеченных действий в соответствии с планом, сбор необходимой информации, ее анализ,
- подведение итогов, формулирование выводов, ответов на поставленные задачи, презентация результатов анализа для заинтересованной стороны (заказчика).
Отметим, что в экономической науке существует несколько методик проведения экономического анализа. Ниже приведена краткая классификация некоторых их них:
- Традиционные методы анализа
- Балансовый метод (баланс времени работы производственной линии, трудовых ресурсов, производственной мощности и т.д.)
- Сравнение (со средними показателями по отрасли)
- Графический способ
- Детерминированный факторный анализ (количественные изменения каждого отдельного фактора)
- Индексный метод
- Интегральный метод
- Метод цепных подстановок
- Стохастический анализ
- Компонентный анализ
- Дисперсионный анализ
- Многомерный
Более полную информацию по этим и другим типам методов аналитической работы в области экономики хозяйственной деятельности с подробным описанием, примерами можно найти в специализированной литературе.
Смотрите также |
---|