ОднаКнопка


Налогообложение
Декларация по налогу на прибыль (Часть 21)
01.07.2012 18:30

<<назад к двадцатой части статьи

 

Декларация по налогу на прибыль (Часть 21)Учет расходов на служебный транспорт

 

Компании, у которых есть автотранспорт, несут множество расходов на его содержание. Это затраты на ремонт, покупку ГСМ, приобретение запасных частей, хранение машины на автостоянке. Рассмотрим особенности учета некоторых видов подобных затрат.

 

Покупка и списание топлива

 

Один из самых распространенных видов расходов на содержание служебного автомобиля - это расходы на приобретение ГСМ. Зачастую топливо приобретают на АЗС с помощью талонов или топливных карт, которые бывают рублевыми или литровыми. По договорам, заключенным с АЗС, право собственности на топливо переходит в момент заправки автомобиля или оплаты и передачи талонов покупателю. В последнем случае затраты признаются в налоговом учете только после фактического использования талонов (карт). По итогам месяца АЗС передает организации акт о количестве отпущенного топлива. Акт вместе с документами на оплату бензина будет подтверждать факт приобретения топлива. При покупке бензина за наличные подтверждающими документами служат кассовый чек и авансовый отчет, которые водитель передает в бухгалтерию.

Сейчас действуют нормы расхода топлива и горюче-смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные Минтрансом России*(679). По мнению Минфина России и налоговой службы, расходы на покупку бензина можно включать в налоговые затраты в пределах минтрансовских норм*(680). В Минфине России считают: только при условии, что расход бензина соответствует норме, такие затраты можно считать экономически обоснованными и оправданными. Причем одним из основных аргументов чиновников является фраза, приведенная в самих нормах. Так, в них указано, что "...нормы расхода топлива... предназначены для... расчетов по налогообложению предприятий".

 

Мнение специалиста

 

Л. Полежарова, заместитель начальника отдела налогообложения прибыли организаций Минфина России, к.э.н.

 

Вне зависимости от того, какие транспортные средства (собственные или арендованные) использует налогоплательщик, расходы на приобретение ГСМ должны быть обоснованными и документально подтвержденными. Документом, подтверждающим расходы, является путевой лист. А при определении обоснованности затрат на приобретение топлива для служебного автотранспорта необходимо учитывать нормы расхода топлива.

На наш взгляд, такая позиция не вполне обоснована. Во-первых, Налоговый кодекс не устанавливает обязанности компании нормировать подобные расходы (в отличие, например, от затрат на рекламу или на оплату процентов по кредитам). По этому документу расходы на ГСМ должны учитываться при расчете налога на прибыль в размере фактических затрат. Во-вторых, Минтранс России не вправе разрабатывать те или иные нормативы, которые должны применяться для целей налогообложения. Равно как, например, Минпромэнерго России не имеет полномочий разрабатывать нормы расходования электроэнергии, в пределах которых затраты на ее покупку можно учесть при налогообложении. И, в-третьих, минтрансовские нормы не прошли необходимой процедуры, которая делает тот или иной документ обязательным для применения (не были зарегистрированы в Минюсте России и официально опубликованы). Следовательно, применяться они не должны. Аналогичной точки зрения придерживаются и суды. По их мнению, бензин должен списываться на основании данных о расходе топлива, указанных в путевом листе автомобиля. В нем отражают цель поездки, показания спидометра, остаток горючего при выезде и возвращении машины. На основании этой информации и определяют фактический расход топлива по конкретному автомобилю, затраты на покупку которого можно учесть при налогообложении. При этом арбитры признают, что нормы Минтранса России не предназначены для расчетов налогов*(681).

Таким образом, компании вправе самостоятельно разработать нормы расходования ГСМ, которые могут и превышать нормативы Минтранса России. Для этого допускается использовать техническую документацию на машину (как правило, там отражено среднее количество расходования бензина на 100 км пробега) или акты контрольного замера расходования топлива (это особенно актуально для подержанных машин, которые тратят топлива больше, чем указано в технической документации). На основании этих данных руководитель компании должен издать приказ об утверждении норм по каждому автомобилю фирмы. Этот документ и будет служить основанием для включения затрат на ГСМ в налоговые расходы. В нем можно указать коэффициенты, которые учитывают конкретные условия эксплуатации машины. Дело в том, что расход бензина повышается при использовании транспорта, например, в зимних условиях или в крупных городах. Причем коэффициенты можно использовать и минтрансовские. Все сказанное прежде всего относится к компаниям, которые используют технику, потребляющую бензин в размерах, превышающих нормы Минтранса России. Остальные фирмы вполне могут использовать и министерский норматив. Это поможет избежать каких бы то ни было споров с проверяющими по поводу налогового учета бензина.

В документе Минтранса России приведены нормы расхода топлива по видам транспорта, формулы и методы расчета нормативного расхода топлива, установлен порядок применения норм. Актуальные нормы дифференцированы в зависимости от страны происхождения транспорта (отечественные, из стран СНГ, зарубежные).

Минтрансовские рекомендации содержат, в частности, следующие основные приложения:

- нормы расхода смазочных материалов;

- значение зимних надбавок к нормам расхода топлива по регионам России в зависимости от климатических районов;

- классификацию и систему обозначения автомобильных транспортных средств;

- примеры расчета нормативного расхода топлива и т.д.

В документе расширен перечень базовых норм расхода ГСМ в расчете на конкретную модель автомобиля. В основном это произошло за счет включения новых марок машин, которые были выпущены производителями с момента утверждения старой редакции норм. Например, в распоряжении появились базовые значения норм расходов топлива для таких марок автомобилей, как ВАЗ-21214-20 "Шевроле-Нива", BMW X5, Volvo XC 90 и др.

Для легковых автомобилей нормативное значение расхода ГСМ определяют по формуле:

 

НРТ = 0,01 х БН х ПА х (1 + 0,01 х ПК),

 

где НРТ - нормативный расход топлива (л); БН - базовый норматив на 100 километров пробега; ПА - пробег автомобиля (км); ПК - поправочный коэффициент.

Базовый норматив по каждой марке авто указан в нормах расхода топлива. В таблице 7.1 - для машин отечественных и из стран СНГ, а в таблице 7.2 - для иномарок. Пробег транспортного средства определяют по данным путевых листов. Повышающие и понижающие коэффициенты есть в пунктах 5 и 6 норм. Если компания вправе учитывать несколько коэффициентов, то они суммируются (см. примеры расчетов в приложении N 5 к минтрансовским нормам). Допустим, фирма эксплуатирует автомобиль после капитального ремонта в городе с населением свыше 3 миллионов человек. В этом случае поправочный коэффициент составит 35 процентов (25 + 10). Причем повышающий коэффициент (или сумма нескольких) уменьшается на понижающий. Конечно, при условии, что компания должна его применять.

 

Пример

 

По путевому листу новый легковой автомобиль ВАЗ-2105 совершил пробег 158 км по г. Москве. Базовая норма расхода топлива для такой машины составляет 8,5 л/100 км. Повышающий коэффициент (за обкатку новой машины и проезд по городу с населением свыше 3 млн. человек) составит:

10 + 25 = 35%.

Нормативный расход топлива равен:

0,01 х 8,5 л х 158 км х (1 + 0,01 х 35) = 18,1 л.

 

В то же время если Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлива для того или иного вида автомобильной техники, они могут быть установлены руководителем компании на основании технической документации к машине или информации, предоставляемой изготовителем этого транспорта*(682).

Как мы уже говорили, один из основных документов, подтверждающих расход топлива, - путевой лист. Данные, указанные в нем, не только подтверждают расход топлива, но также могут использоваться при начислении заработной платы водителю. Поэтому при заполнении путевого листа необходимо учитывать все обязательные реквизиты, иначе он будет недействителен.

Предприятиям, которые оказывают транспортные услуги, нужно использовать путевые листы еще и в силу специфики их работы. Это требование установлено Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (автотранспортным организациям запрещено оказывать услуги по перевозке граждан, грузов без оформления путевого листа)*(683).

Разработка обязательных реквизитов путевых листов, используемых автотранспортными предприятиями, и порядка их заполнения возлагается на Минтранс России*(684). В соответствии со статьей 6 Устава автомобильного транспорта еще в 2008 году были утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов*(685).

Отметим, что в обязательных реквизитах документа отсутствует информация об учете маршрута следования. Между тем без такой информации нет возможности отразить расходы на ГСМ в налоговом учете, поскольку все налоговые затраты должны быть экономически обоснованными. О необходимости указывать конкретный маршрут напоминают и налоговики*(686). Вместе с тем, приступая к составлению собственного путевого листа, фирме не стоит забывать и о бланке Госкомстата России. Некоторые реквизиты можно взять из него.

Что касается порядка заполнения путевого листа, бухгалтерам нужно учесть следующее. Во-первых, документ нужно оформлять отдельно на каждое транспортное средство, поэтому лучше заранее разработать форму для каждого типа транспорта (легкового, грузового и т.д.). Во-вторых, необходимо помнить, что путевой лист можно оформлять как на каждый день, так и на определенный срок (по нашему мнению, целесообразно ограничивать срок действия одним месяцем), что также необходимо зафиксировать в форме документа. Заполненные путевые листы должны храниться собственниками транспортных средств в течение пяти лет и регистрироваться в специальном журнале.

далее к двадцать второй части статьи>>

Бухгалтерский учет, налоговый учет , аудит компаний
 
Декларация по налогу на прибыль (Часть 20)
01.07.2012 18:25

<<назад к девятнадцатой части статьи

 

Декларация по налогу на прибыль (Часть 20)Кроме того, работодатель возмещает работнику дополнительные расходы, связанные с командировкой, - суточные. Их выплачивают работнику за каждый день нахождения в командировке, включая выходные и нерабочие праздничные дни, а также за дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути. Размер суточных компания должна установить внутренним документом (например, приказом). Именно в этих размерах их можно учесть при налогообложении прибыли. Это правило действует при командировках как по России, так и за рубеж. За время нахождения в пути работника, направленного в загранкомандировку за пределы территории РФ, суточные выплачивают:

- при проезде по территории России - в порядке и размерах, определенных для командировок в пределах территории РФ;

- при проезде по территории иностранного государства - в порядке и размерах, определенных для командировок на территории иностранных государств.

Вместе с тем дата пересечения государственной границы РФ включается в дни, за которые суточные выплачиваются в иностранной валюте, если работник следует с территории России. А при возвращении на территорию РФ дата пересечения государственной границы РФ включается в дни, за которые суточные выплачиваются в рублях. Эти даты определяют по отметкам пограничных органов в паспорте. Исключение составляют служебные поездки в страны СНГ, с которыми у РФ заключены межправительственные соглашения о том, что в документах для въезда и выезда пограничные органы не делают отметки о пересечении государственной границы. К таким государствам, например, относятся Белоруссия, Казахстан, Украина и Молдавия. Таким образом, при направлении работника в командировку в эти страны надо оформить командировочное удостоверение. Для целей загранкомандировок его составляют в том же порядке, что и для внутрироссийских служебных поездок. По общему правилу при загранкомандировках не требуется оформлять командировочное удостоверение. Кроме того, по мнению Минфина России, оно не требуется, если работник командирован для встречи с физическим лицом, которое не является представителем той или иной компании*(671). В данном случае поставить отметку на удостоверении принимающей стороны невозможно. Поэтому факт командировки может быть подтвержден:

- приказом (распоряжением) о направлении сотрудника в командировку;

- служебным заданием и отчетом о его выполнении;

- проездными документами, из которых следует дата прибытия и выбытия из места назначения;

- счетом гостиницы, подтверждающим период проживания в месте командирования.

Если фирма отправляет сотрудника в командировку на территории двух или более иностранных государств, то суточные за день пересечения границы между государствами выплачиваются в иностранной валюте по нормам, которые установлены для государства - принимающей стороны. Работнику, который выехал в загранкомандировку и возвратился в течение одного дня, суточные в иностранной валюте выплачиваются в размере 50 процентов от нормы.

При командировках в местность, откуда работник имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства, суточные не выплачиваются. Вместе с тем вопрос о целесообразности ежедневного возвращения решает работодатель, оценив условия транспортного сообщения и характер выполняемой в командировке работы. В результате если командированный по окончании рабочего дня с согласия работодателя остается в месте командирования, то расходы по найму жилого помещения возмещаются ему в общем порядке. При условии, что факт расходования средств подтвержден документами.

Вернувшись из командировки, сотрудник обязан представить работодателю в течение трех рабочих дней следующие документы. Во-первых, авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой суммах. К нему прикладывают командировочное удостоверение, документы, подтверждающие наем жилого помещения, фактические расходы по проезду (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей) и иные расходы, связанные с командировкой. На основании этих документов фирма обязана произвести окончательный расчет с командированным по выданному ему авансу. Во-вторых, сотрудник в те же сроки обязан представить работодателю отчет о выполненной работе в командировке, согласованный с руководителем структурного подразделения. Его оформляют в письменной форме.

Нередко компании для выполнения определенного задания необходимо направить в другую местность специалиста, работающего по гражданско-правовому договору. Поскольку такая поездка осуществляется исполнителем в интересах организации, то он, естественно, просит оплатить возникающие расходы. Однако при этом необходимо учитывать, что понятие "командировка" применимо только к лицам, связанным с фирмой трудовыми отношениями. Даже если в командировку направляется надомник*(672). Поэтому в такой ситуации расходы по выплате суточных в рамках гражданско-правовых отношений в целях налогообложения прибыли не учитываются. Ведь их выплата установлена Трудовым, а не Гражданским кодексом. Что же касается проезда и проживания, то тут ситуация несколько проще: при определенных условиях такие расходы могут быть приняты. Для этого необходимо данный момент предусмотреть в договоре с физическим лицом отдельно. Можно указать, например, что при необходимости поездки в другую местность для выполнения работ (оказания услуг) компания после предоставления исполнителем подтверждающих документов компенсирует ему затраты на проживание и проезд.

Зачастую командированные сотрудники подтверждают расходы на проезд не бумажным авиабилетом, а распечаткой электронного. Это документ, используемый для удостоверения договора перевозки пассажира и багажа, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме. Правомерность оформления таких билетов законодатели подтвердили в конце 2007 года, изложив статью 105 Воздушного кодекса в новой редакции*(673). Так, "билеты могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок". А значит, сомнений в том, что фирма вправе учесть в целях налогообложения прибыли расходы на покупку виртуальных билетов, быть не должно. Согласно с этим и финансовое ведомство*(674). Главное в данном случае - собрать необходимые оправдательные документы.

По мнению Минфина России, для подтверждения указанных затрат компании понадобится маршрут-квитанция*(675). Причем оформлена она должна быть на установленном в качестве бланка строгой отчетности пассажирском билете. Также для этих целей подойдет и простая распечатка электронного билета. Но к ней необходимо будет приложить подтверждающий оплату документ, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности (например, выписку из банка), или чек*(676). Позиция финансистов вполне оправдана, поскольку аналогичные требования к оформлению проездных документов предъявляет и Минтранс России. К документам, подтверждающим факт оплаты электронных билетов, Минфин России относит: чек ККТ; слипы, чеки электронных терминалов (при проведении операций с использованием банковской карты); другие документы, подтверждающие произведенную оплату, оформленные на бланке строгой отчетности*(677).

Нередко организации покупают билеты через агентства. Тогда их распечатку можно получить непосредственно в офисе агентства при заключении договора перевозки или после - у перевозчика при регистрации пассажиров. Нужно помнить, что этот документ может быть распечатан только до вылета самолета. Позднее пассажиру предоставят лишь письменную информацию о том, что он летел на конкретном рейсе. В этом случае в качестве оправдательного документа может служить оригинал посадочного талона*(678).

далее к двадцать первой части статьи>>

Бухгалтерский учет, налоговый учет , аудит компаний
 
Декларация по налогу на прибыль (Часть 19)
01.07.2012 18:21

<<назад к восемнадцатой части статьи

 

Декларация по налогу на прибыль (Часть 19)Учет затрат на командировки

 

В настоящее время действуют правила направления сотрудников фирмы в командировки, утвержденные Правительством РФ*(663). Продолжительность командировки определяет работодатель с учетом объема, сложности и других особенностей служебного поручения. На практике это означает, что сняты все ограничения по длительности командировки. Напомним, что до 2008 года срок командировки не мог превышать 40 дней, а срок командировки рабочих, руководителей и специалистов, направляемых для выполнения монтажных, наладочных и строительных работ, - одного года.

Моментом выезда в командировку считается дата отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства от места постоянной работы командированного. Датой возвращения из командировки - день прибытия указанного транспортного средства в место постоянной работы. Причем в случае отправления транспортного средства до 24:00 включительно днем отъезда в командировку признают текущие сутки, а с 00:00 и позднее - последующие сутки. Если станция, пристань или аэропорт находятся за чертой населенного пункта, учитывается время, необходимое для проезда до станции, пристани или аэропорта. В аналогичном порядке определяется день приезда сотрудника на место постоянной работы.

Законодательство позволяет возмещать расходы на проезд командированному работнику при передвижении любым видом общественного транспорта (в том числе и такси). Правда, представители Минфина России уже довольно давно позволили компаниям учитывать для целей налогообложения прибыли компенсацию командированному работнику расходов на проезд в такси*(664). При этом должны соблюдаться требования статьи 252 Налогового кодекса об экономической обоснованности расходов и их документальном подтверждении.

Если по какой-либо причине документы, подтверждающие затраты на проезд (например, работник утратил проездной документ), вообще не представлены а компания не озаботилась вопросом получения справки о том, что проезд в командировку (по конкретной стоимости) действительно имел место, то организация не сможет уменьшить базу по налогу на прибыль.

Командированному сотруднику работодатель сохраняет средний заработок за период нахождения в командировке, за дни нахождения в пути и за все дни работы по графику, установленному в командирующей фирме. Это же правило касается и тех дней, на которые приходится время вынужденной остановки в пути.

При командировке сотрудника-совместителя средний заработок сохраняется у того работодателя, который направил его в командировку. Если у обоих работодателей возникает необходимость направить специалиста в командировку одновременно, то средний заработок сохраняется у обоих работодателей. Что касается возмещения расходов по командировке, то они распределяются между командирующими работодателями по соглашению между ними. Порядок расчета среднего заработка для командированных работников установлен Положением об особенностях исчисления средней заработной платы*(665).

Фирма возмещает работнику расходы по найму жилого помещения, подтвержденные документами. Заметим, что порядок назначения компенсации по найму жилья и ее размер определяются коллективным договором или внутренним документом по организации. Устанавливая нормы, фирме надо следовать принципу экономической обоснованности затрат.

Расходы по бронированию и найму жилого помещения на территории РФ фирма возмещает работникам в порядке и размерах, которые установлены ее внутренними документами. Исключение составляют те случаи, когда командированным предоставляется бесплатное жилое помещение.

Ранее командированные сотрудники в качестве документа, подтверждающего оплату найма жилого помещения, могли прикладывать к авансовому отчету бланк строгой отчетности (БСО) в виде счета по форме N 3-Г (N 3-Гм)*(666). Бухгалтер компании на основании этого счета мог не только учесть затраты на гостиничные услуги в уменьшение прибыли, но и предъявить к вычету НДС. Начиная с 1 декабря 2008 года все формы БСО, которые были утверждены до 12 апреля 2005 года (дата вступления в силу приказа Правительства РФ от 31.03.2005 N 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники"), не применяются*(667). В связи с этим и БСО по форме N 3-Г (N 3-Гм) можно было использовать только до 1 декабря 2008 года*(668).

Постановлением Правительства РФ N 359 (которым было утверждено новое положение об осуществлении наличных денежных расчетов без применения ККТ) организациям, оказывающим услуги, разрешено разрабатывать БСО самостоятельно. Поэтому теперь в том случае, когда расчеты произведены гостиницей с командированным сотрудником как с физическим лицом за наличный расчет без применения ККТ, к авансовому отчету нужно приложить счет (с выделенной суммой НДС), оформленный на бланке строгой отчетности, разработанном гостиницей. Но обратите внимание: эти бланки должны удовлетворять определенным требованиям. Каковы же эти требования?

Бланки должны быть напечатаны типографским способом или сформированы с использованием автоматизированной системы. В первом случае бланк документа должен содержать сведения о типографии его изготовителя (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж). А если заполнение и выпуск бланка осуществляются автоматизированной системой, то она должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее пяти лет, а также сохранять его уникальный номер и серию. В ряде писем чиновники разъяснили, что речь идет о системе, программное обеспечение которой соответствует требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике, то есть система является некоторым аналогом ККТ. Простой компьютер (не имеющий соответствующего программного обеспечения) и печатающее устройство не могут быть использованы для формирования бланка строгой отчетности*(669). Поэтому можно констатировать, что в настоящее время единственный реальный способ для компаний сформировать собственный бланк - напечатать его в типографии. Самостоятельно разработанный БСО должен содержать все обязательные реквизиты, перечисленные в действующем положении о наличных расчетах без применения ККТ*(670).

далее к двадцатой части статьи>>

Бухгалтерский учет, налоговый учет , аудит компаний
 
Декларация по налогу на прибыль (Часть 18)
01.07.2012 18:16

<<назад к семнадцатой части статьи

 

Декларация по налогу на прибыль (Часть 18)Учет амортизационной премии

 

Сумма амортизационной премии по всем основным средствам учитывается в составе косвенных расходов организации*(654). В том числе и по тем объектам, суммы начисленной амортизации по которым могут быть отнесены к прямым расходам. Ее приводят в строке 042 (не более 10%) или 043 (не более 30%) приложения N 2 к листу 02.

Информация об амортизационной премии содержится в пункте 9 статьи 258 Налогового кодекса. Два немаловажных момента. Первый - к основным средствам, входящим в 3-7-ю амортизационные группы, премию можно применять в максимальном размере - 30 процентов. Второй - если по основному средству, которое было реализовано раньше пяти лет с момента его ввода в эксплуатацию, была применена амортизационная премия, данные расходы придется восстановить и включить в базу по налогу на прибыль*(655). Восстановленную сумму премии вписывают в строку 105 приложения N 1 к листу 02.

Одна из самых давних и принципиальных позиций финансового ведомства связана с невозможностью применения амортизационной премии по основным средствам, внесенным в уставный капитал организации*(656). При этом не имеет значения, какое именно имущество поступает в качестве вклада - новое или же бывшее в употреблении*(657). По мнению финансистов, в данном случае компания не несет затрат на капитальные вложения. А именно из таких расходов и формируется амортизационная премия.

Поспорить с данной позицией ведомства сложно. Тому, кто решится на это, можно посоветовать следующую аргументацию. Как известно, цель любого учредителя - получать экономическую выгоду от участия в составе юридического лица. Вносимый им вклад не обладает природой безвозмездности, а порождает у организации определенные встречные обязательства по отношению к учредителю. То есть данную операцию, по сути, нельзя отождествлять с безвозмездным получением объекта (при котором однозначно не происходит никаких капвложений, и невозможность применения амортизационной премии указана в самом Налоговом кодексе). Отметим, что компания вправе применить амортизационную премию в отношении капитальных затрат по реконструкции здания, полученного в качестве вклада в уставный капитал. В данном случае она несет расходы по данным работам. С этим согласны и финансисты*(658).

Могут возникнуть проблемы с амортизационной премией и у компаний, которые передают имущество в лизинг. По мнению финансистов, они не вправе пользоваться данной поблажкой. Дело в том, что оборудование, приобретенное для передачи в лизинг и числящееся на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности", не может рассматриваться как капвложения, к которым можно применить премию. Данную точку зрения чиновники высказывали неоднократно*(659). Однако арбитражная практика по этому вопросу сложилась в пользу налогоплательщиков*(660). Причина тому - справедливые контраргументы, которые компании предъявляли в суде. Их смысл сводится к тому, что предметы лизинга принадлежат лизингодателю в течение всего срока действия договора и обычная амортизация начисляется по ним на общих основаниях. Причем в 2009 году с этим согласились и в Минфине России. Как указали финансисты, лизингодатель вправе применить премию, если предмет лизинга числится у него на балансе*(661).

По одному и тому же основному средству фирма может применить амортизационную премию несколько раз. Первоначально - к расходам на приобретение (в том отчетном периоде, когда начинает начисляться амортизация по этому объекту). В дальнейшем - к расходам на достройку, дооборудование, модернизацию и т.д. Амортизационную премию по таким расходам (если они осуществлены после ввода объекта в эксплуатацию) можно учесть уже в месяце завершения работ по модернизации. Кроме того, амортизационная премия в отношении затрат на модернизацию (достройку, реконструкцию) может учитываться по одному и тому же объекту каждый раз после завершения его очередного усовершенствования*(662).

далее к девятнадцатой части статьи>>

Бухгалтерский учет, налоговый учет , аудит компаний
 
Декларация по налогу на прибыль (Часть 17)
01.07.2012 17:29

<<назад к шестнадцатой части статьи

 

Декларация по налогу на прибыль (Часть 17)Нюансы определения срока полезного использования ОС

 

Амортизируемое имущество для целей исчисления налога на прибыль распределяют по амортизационным группам в соответствии со сроками его использования. Сроком полезного использования называют период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности компании. Фирма самостоятельно определяет срок полезного использования для приобретенного основного средства на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями статьи 258 Налогового кодекса и с учетом Классификации ОС, включаемых в амортизационные группы.

Отметим, что Классификация состоит из трех граф: кода ОКОФ *(647), наименования основных средств (наименование группы, наименования разделов, подразделов, классов, подклассов и отдельных видов основных средств) и примечания.

В первой графе Классификации коды ОКОФ могут быть представлены:

1) полностью согласно подразделу;

2) с делением по классу, подклассу и виду;

3) по отдельному конкретному основному средству.

Это означает, что в группу амортизируемых основных средств может входить как весь подраздел, перечисленный в ОКОФ, так и отдельный вид основных фондов.

На практике основное средство, по которому необходимо определить срок полезного использования, может и не быть поименовано в Классификации и перечне ОКОФ. В этом случае перед бухгалтером встает вопрос: как определить срок полезного использования с минимальными налоговыми рисками?

Отметим, что такая проблема возникает только в налоговом учете. В бухгалтерском учете порядок установления срока полезного использования гораздо проще. Правила бухучета позволяют компании самостоятельно устанавливать срок полезного использования исходя из ожидаемого срока полезного использования в соответствии с ожидаемой производительностью (мощностью), ожидаемым физическим износом, нормативно-правовыми и другими ограничениями использования объекта.

Что касается налогового учета, то для решения этой проблемы Налоговый кодекс содержит отдельную норму. Для основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования должен быть установлен в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей*(648).

Иными словами, для определения срока полезного использования основного средства, которого нет в Классификации, следует воспользоваться техническим паспортом завода-изготовителя либо другой аналогичной технической документацией, в которой указан срок службы основного средства. Этот же способ следует применять для капитальных вложений в арендованные объекты основных средств, для которых Классификацией срок полезного использования не установлен*(649).

Когда в технической документации отсутствует срок службы объекта, многие компании на практике поступают так. Бухгалтер смотрит, какие коды ОКОФ в некоторой степени могут быть применимы к приобретенному основному средству, выбирает наиболее подходящий и закрепляет срок полезного использования приказом руководителя.

Например, такое основное средство, как система контроля доступа, в перечне ОКОФ прямо не поименовано. К системе контроля доступа в некоторой степени могут быть применены: код ОКОФ 14 3319129 - аппаратура контрольно-проверочная, код ОКОФ 14 3319280 - системы передачи извещений о проникновении и пожаре, код ОКОФ 14 3190040 - электрооборудование прочее, не включенное в другие группировки. Данные виды основных фондов отнесены Классификацией к 4-й амортизационной группе со сроком полезного использования от 5 до 7 лет включительно.

Однако такой способ определения срока полезного использования может повлечь за собой налоговые риски. Ведь при проверке инспектор может не согласиться с таким "приблизительным" определением срока и отнести основное средство к другой амортизационной группе. Поэтому обратимся к мнению Минфина России и налоговых органов.

Минфин России, а также специалисты налоговых органов в своих неофициальных разъяснениях отмечают, что, если определить срок полезного использования основного средства по причине отсутствия рекомендаций изготовителей или технических условий невозможно, организации следует обратиться с письменным запросом в Министерство экономического развития РФ*(650). Как зачастую поясняют инспекторы, без официального ответа Минэкономразвития России компания не сможет начислять амортизацию по объекту основного средства. То есть этот способ является наименее рискованным. И действительно, если при проверке фирма представит инспектору официальный ответ, полученный от Министерства экономического развития РФ на свой запрос о сроке полезного использования, который следует установить для основного средства, проверяющий уже не сможет предъявить какие-либо претензии к организации относительно начисления амортизации по этому объекту.

Однако данный выход из рассматриваемой ситуации не является единственным. Есть и другие способы определения срока полезного использования. Если компания не хочет обращаться с письменным запросом в Министерство экономического развития РФ, для определения срока полезного использования она может применить постановление Совета Министров СССР "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР"*(651).

Иначе говоря, если норма амортизации для объекта основных средств, не поименованного в Классификации, содержится в указанном постановлении Совмина СССР, то срок полезного использования такого объекта можно определить исходя из соответствующей нормы амортизации. Возможность использовать постановление Совмина СССР на практике при определении срока полезного использования для основного средства, не указанного в Классификации, подтверждается выводами арбитражных судов.

Например, ФАС Дальневосточного округа*(652) была рассмотрена следующая ситуация. По мнению налогового органа, компания необоснованно отнесла к 5-й амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 7 до 10 лет включительно основное средство - прорезь для провозки живой рыбы, - поскольку данный объект в соответствии с Классификацией относится к 7-й амортизационной группе по коду 15 3511020 "Суда несамоходные морские" со сроком полезного использования свыше 15 до 20 лет включительно.

При рассмотрении материалов дела суд отметил, что объект - прорезь для провозки живой рыбы - является водоходной емкостью, используемой в процессе вылова рыбы как на реке, так и на море. В Классификации спорный объект не упомянут. Поэтому при отнесении его к 5-й амортизационной группе фирма правомерно руководствовалась пунктом 6 статьи 258 Налогового кодекса и постановлением Совмина СССР, согласно которому к группе "Оборудование рыбной промышленности (включая суда)" по шифру 45207 отнесены в том числе прочие суда всех длин корпуса с нормой амортизационных отчислений 10 процентов в год, то есть 10 лет, или 120 месяцев, что соответствует 5-й амортизационной группе. Таким образом, арбитры признали позицию инспекторов неправомерной и поддержали компанию.

Это не единственное положительное для организаций судебное дело. В своем более позднем решении арбитры ФАС Дальневосточного округа также поддержали фирму. При рассмотрении материалов дела суды отметили, что Классификация не включает спорный объект - автокран - в число грузовых автомобилей. Из свидетельства о приемке (сертификата) усматривалось, что срок службы крана при 1,5-сменной работе в паспортном режиме установлен равным 10 годам.

Суд указал, что, руководствуясь при отнесении спорного транспортного средства к 5-й амортизационной группе пунктом 6 статьи 258 Налогового кодекса, компания правомерно воспользовалась постановлением Совмина СССР и, применяя коэффициент 1,3, установила срок полезного использования автокрана - 8 лет. Иными словами, арбитры вновь поддержали компанию и опровергли доводы инспекторов о неправомерном установлении срока полезного использования для основного средства*(653).

далее к восемнадцатой части статьи>>

Бухгалтерский учет, налоговый учет , аудит компаний
 
« ПерваяПредыдущая12345678910СледующаяПоследняя »

Страница 3 из 11